30.08.19
Венский государственный балет «КОППЕЛИЯ». - http://www.danceopen.com/ru/festival/969-venskij-balet-koppeliya

… … (Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», март-август 2019)

 

…Ну, как частный случай, вроде бы стало «плохо», вроде бы размножились здесь «паразиты» всякие, заболели люди разными «маниями»… Только вот «зараженная зона» есть одновременно и «санитарный кордон», через который «зараза» не пройдет дальше в здоровую зону. Вся зараза должна будет сгореть здесь! И «паразиты» (как в обществе, так и в умах) исчезнут, как только истощится питательная среда для них. Паразиты, с одной стороны, паразитируют, стараются, чтобы заразились и заболели все (это как бы «плохо»). С другой стороны, подвержены заражению слабые, с ослабленным иммунитетом, и мутирующие, которые не должны пройти дальше, чтобы не заражать здоровую среду.

(Помните, у Достоевского в произведении «Сон смешного человека»: «Как скверная трихина, как атом чумы, заражающий целые государства, так и я заразил собой всю эту счастливую, безгрешную до меня землю»?)

В этом заключается положительная функция «санитарного кордона» - этой вот технократической цивилизации, эксплуатирующей и удерживающей обманом людей. Вместе с паразитами, которые, конечно же, обречены, в меру своей «патологичности». Они, эти как бы «уходящие», в курсе происходящего, и иллюзий не питают, в отличие от многих заблудившихся людей.

Задача людей сейчас – пройти эту «фильтрацию», это испытание, очиститься, чтобы не стать источником заражения в новом мире!

В «больном» состоянии в новый мир не пройти! Это закон Природы. Вот в чем хорошая сторона идущих на Земле процессов, как бы сурово они не проявлялись.

Пройти дальше, в новый мир, смогут только сильные и умудренные, обретшие иммунитет ко всему противоестественному, что творится в современной технократической цивилизации…

А что касается жестокости выпадающих на долю людей испытаний, то не следует забывать, с одной стороны, о войне, которая идет столетиями и которую как-то умудряются «не замечать» заблудившиеся люди, если не слышны выстрелы. Во-вторых, какой степени жестокости «пинки» и «удары судьбы» еще нужны тем, чье сознание продолжает спать, чтобы они проснулись, наконец, и вспомнили о своей миссии на Земле?

Помимо всего прочего, до людей давно уже пытаются достучаться всеми возможными способами, с учетом того, что все люди разные и кого что взбудоражит. И средствами искусства, в том числе. Тут уже идут в ход не только литературные антиутопии, вроде «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери или «Час Быка» Ивана Ефремова, а даже среди других жанров и произведений искусства, представьте себе, балет!

Может быть, вы знакомы с балетом «Коппелия», в котором тоже поднята тема технократического безумия?

 

«УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…»

 

Вот ведь действительно, «уж сколько раз твердили миру… но только все не впрок»! На этот раз это мы не о вороне и лисице баснописца И.А.Крылова, а о балете! Напомним вкратце, что показывают в балете «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» по мотивам новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана (либретто Шарля Нюиттера и Артюра Сен-Леона легко можно найти в интернете, хотя бы и в Википедии, а здесь мы только цитируем). Балет комический, т.е. высмеивающий некий смешной по тем временам недостаток (не забывайте, что премьера балета в Париже состоялась в 1870 году, по современной хронологии, конечно же)!

Это было комично, это было смешно! Разве могли тогда, в XIX веке, даже представить, что всего лишь сто лет спустя деградирующие (если проще, то глупеющие) люди по всему миру будут пытаться не только создавать человекообразных «роботов», но еще и подражать им – в манере говорить, ходить, танцевать… Примеров в искусстве и в жизни хоть отбавляй!

Однако вернемся к балету.

Действие начинается на городской площади, вокруг которой много домов. Один из них выделяется плотно запертой дверью и решетками на окнах. Это и есть жилище профессора Коппелиуса, замкнутое со всех сторон пространство его противоестественной деятельности. В окне этого дома люди часто могли наблюдать его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную уже тем, что она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши в городе даже пытались подавать ей знаки, но она вообще не отвечает на них. Как будто даже не замечает обращенные к ней знаки внимания!

А вот на сцене появляется главная героиня балета, местная девушка по имени Сванильда, которая обручена с молодым красавцем Францем. Появляется она здесь, перед домом профессора, не случайно, потому что подозревает, что её жених, Франц, как и многие молодые люди городка, влюблен в Коппелию.

Вслед за ней, через некоторое время появляется и сам Франц. Поначалу он вроде бы направляется к дому Сванильды, но потом, немного помедлив и думая, что его никто вокруг не видит, кроме красавицы в окне, кланяется Коппелии. А Коппелия – на радость Франца! – вроде даже отвечает на его поклон. Однако за Францем в этот момент наблюдают еще четыре глаза: Коппелиус - из своего окна, и Сванильда - из своего укрытия! Она вдруг выбегает, гоняясь за бабочкой. А бабочку ловит Франц и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда же возмущена его жестокостью и порывает с ним.

Дальше на площади появляется толпа, бургомистр объявляет о будущем празднике. Он еще спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и свадьбу с Францем. Но рассерженная Сванильда показывает, что у неё с Францем всё кончено.

Наступает ночь. Площадь городка пустеет. Коппелиус отправляется в соседний кабачок. И в толпе молодежи теряет ключ от своего дома. Девушки находят этот ключ. И уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса. Любопытно же, что там!

Любопытно и Францу, но его прежде всего тянет к Коппелии! Он приносит лестницу. Не зная, что девушки уже проникли в дом, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. Как раз в это время возвращается профессор Коппелиус, который и застает Франца за этим занятием.

Затем действие балета переносится в ночную мастерскую Коппелиуса. Вокруг полно книг, разных инструментов, а еще разных кукол-автоматов.

Среди них девушки замечают таинственную Коппелию и понимают, что это – всего лишь механическая кукла!

Девушкам весело. Разыгравшись, они начинают нажимать на разные пружинки. И куклы приходят в движение.

У Сванильды внезапная шальная идея! Она переодевается в платье Коппелии, а куклу же убирает подальше, чтобы ее не видели. Как раз в это время входит Коппелиус и прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая ему кажется неповрежденной (вы же понимаете, кого он на самом деле рассматривает в качестве своей куклы). Не успевает старый профессор отойти, как в окне возникает Франц и тоже направляется к Коппелии, но его хватает профессор. Перепуганный Франц признается ему в своей любви к Коппелии.

Тогда и у Коппелиуса возникает коварный замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином со снотворным, чтобы затем с помощью магии передать его жизненные силы кукле.

Ему кажется, что это удается! Ведь кукла в самом деле постепенно как будто оживает, начинает двигаться, исполнять испанский танец, а затем и стремительную жигу. Ожившая кукла двигается по мастерской всё быстрее и быстрее, начинает ронять инструменты, пытается проколоть шпагой Франца.

С большим трудом Коппелиус останавливает и сажает куклу на место. Обессиленный, профессор хочет передохнуть. В это время вдруг просыпается Франц, приходит в себя и с появившейся из-за занавески Сванильдой покидает мастерскую. Коппелиус понимает, что его перехитрили и что роль куклы играла Сванильда.

Дальше следует финальный акт балета, о котором поинтересуйтесь по постановкам и либретто сами. А мы перейдем к тому, ради чего вообще обратились к этому произведению.

Во-первых, вспомните, что издавна в народе всегда высмеивались попытки подменить живое искусственным, потому что прежде мудрые люди хорошо понимали, что искусственное не может полноценно заменить живое, что можно частично заместить лишь какие-то отдельные функции. Или несколько функций, которые в совокупности объединяются в отдельный механизм, вроде станка, или там трактора, экскаватора, а потом и счетной машины или компьютера. Мы вам раньше в одной из статей напоминали на эту тему сказку Г.Х.Андерсена «Соловей». Андерсен хорошо знал, что думает по поводу искусственных вещей народ, помнящий заветы предков.

А вот современные люди об этом забыли. Как будто у них мозги затуманились, мысли стали путаться. Это сейчас люди привыкли к такому, скажем мягче, отклонению от здравой нормы в образе жизни, когда в это состояние людей современная технократическая цивилизация загоняет всеми средствами. А тогда, еще и в годы премьеры балета «Коппелия», такого рода технические «чудачества» откровенно смешили людей.

Во-вторых, обратите внимание на то, что в балете, как и в других предостерегающих произведениях обо всем «техническом», увлекается искусственными заменителями живого именно мужской пол, который здесь символизируется в образе зловещего безумца, смешного профессора и жалкого старика Коппелиуса. Даже этим художественным образом подчеркивается, как бы в сравнении, величие Природы перед попытками людей состязаться с ней.

А еще, понимаете, даже по характеру постановок этого балета в разное время можно проследить постепенную деградацию людей, их дальнейшее заболевание «техноманией». Всего лишь сто лет спустя, в 70-е годы ХХ века, этот балет ставили уже совсем по-другому. И людям нравилось, когда того же Коппелиуса представляли им как гениального мастера своего дела, который создал свое лучшее творение — «девушку с голубыми глазами» — как бы для испытания своего таланта (догадаются ли люди, что это - лишь танцующая кукла?). Поэтому и финал балета подавался чуть ли не как гимн «техническому прогрессу», как восхваление непревзойденного таланта большого мастера Коппелиуса! В общем, под гипнотическим воздействием всего технического, люди как-то перестали замечать, что на самом-то деле прогрессирует болезненно «техномания» и растет реальная патологическая зависимость людей от технических систем. ХХ век с его страшными войнами и техническими катастрофами ничему не научил современное человечество.

В-третьих, обратите внимание на еще один момент в балете. И опять это касается мужчин, прежде всего. Простите, но именно они, мужчины, оказываются неразборчивыми, когда либо не отличают живое от искусственного (когда искусственное создано мастерски, как Коппелия в этом балете, как соловей в сказке Андерсена). В балете молодой красавец Франц влюбляется в куклу! Либо для них, мужчин, искусственное, техническое оказывается более привлекательным, чем живое, настоящее. Ведь к живому еще подход нужно найти, договориться с живым, а тут кнопку нажал, перевел рычажок – и готово, наслаждайся!

Как вот в этом балете профессор Коппелиус создает куклу, в качестве замены живой женщины, а Франц, ослепленный нарисованной красотой, пытается с этой куклой «договориться»! Поэтому и в половых отношениях мужчины от тотального насилия над женщиной в недавнем прошлом переходят теперь к их замене куклами, которые благодаря техническому прогрессу научились делать «почти как настоящими»!

Это ведь еще один показатель деградации, что видно даже по энергетике: если для полноценных отношений (которые современными людьми уже понимаются все меньше и меньше) так или иначе нужны все центры, верхние в том числе. То когда потребности упрощающихся мужчин опущены до уровня нижних центров, вся любовь уже сводится только к сексу, и проще тогда женщин заменить куклами.

Если у нас в этом отношении еще «отстают» от западных и мировых «достижений», то в той же Японии, например, благодаря прогрессу, замена женщины куклой, говорят, поставлена уже на поток. Возможно, в деградирующем старом мире это даже в какой-то степени выход и решение для женщин: во-первых, меньше насилия со стороны мужчин, во-вторых, занятых техническими игрушками мужчин уже сильно опекать не нужно. Тем более, современная цивилизация уже позволяет женщине самой позаботиться о себе…

Да-да, если женщины, благодаря тому, что они рожают детей, выхаживают их, еще остаются ближе к Природе, к живому, то мужчины все больше и больше скатываются, простите, к состоянию технического примитивизма в поведении и интеллекте, упрощаются быстрей, даже не замечая, что современная цивилизация фактически делает из них «биороботов». Делает функционально. Поэтому они, такие мужчины, потерявшие берега, раз за разом пытаются состязаться с различного типа роботами, пытаясь доказать свою мужскую, как им кажется, «состоятельность». Но это вряд ли поможет.

Технократическая цивилизация вообще настроена враждебно к человеку и нацелена на вытеснение и замену людей автоматами везде, где только возможно. Соответственно, и для автоматизированной экономики столько людей не нужно. «Лишних» теперь отвлекают и занимают техническими игрушками и времяпрепровождением в многочисленных и разнообразных соцсетях, которые выполняют роль прежних «концлагерей» и «резерваций для индейцев» в цифровой форме. Куда уже и не загоняют, куда люди сбегаются добровольно! Как будто за бесплатным сыром и удовольствиями!

Отвлекают «лишних» людей, чтобы они не мешали ходу технического прогресса и сами впустую прожигали время жизни. Иначе нужно же их как-то содержать, трудоустраивать, создавать условия для них (вроде давно обещанных к 2020 году 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест в стране). Лучше же, когда люди думают, что они полностью «свободны», предоставлены сами себе. И когда даже к родному государству обращаются лишь за отдельными «услугами» в специально отведенных местах! Замечаете?

Именно для тех, кто слишком привык к техническим подменам и ко всему искусственному вместо живого и не видит уже основных тенденций «развития» античеловеческой, по сути, технократической цивилизации, мы здесь и привели в пример классический балет «Коппелию». На современных произведениях искусства техноманию людей, патологическую зависимость от технических систем и страх перед живой Природой уже не очень заметно. А вот на классических произведениях пока еще видно. Конечно, уже не всем.

Разумеется, лишь тем, кто еще думает и собирается жить иначе, по-настоящему и разумно! Как это изначально и было в Природе!..

(продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2019

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2398