Живая Русская Грамота. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – Екатеринбург. 2009. – 206с.
Основы осмысленного применения правил и осмысленного решения задач русского правописания. Для облегчения усвоения материал подготовлен в логике современной орфографии, которая изучается всеми с детства еще в общеобразовательной школе.
Эти материалы могут быть использованы как эффективное средство осознанного повышения грамотности, вместо простого заучивания наизусть и автоматизации навыков, которые, как известно, сегодня проблему грамотности отнюдь не решают.
Важной задачей, наряду с повышением грамотности письма, ставится также активация мыслительной деятельности и раскрытие творческих способностей личности.
Новый подход к правописанию ориентирует не только на Живой Русский Язык и Живую Русскую Речь, но и на естественную природу самого человека.
Занятия и размышления над смыслами помогают в самосовершенствовании, расширении Сознания и оздоровлении Мышления. Развивают интеллектуальные способности. Учат чувствовать глубину смыслов и пользоваться Языком осознанно и здраво. А здравое мышление позволяет выстроить здравую практическую деятельность.
Иллюстрация с картины К.Васильева
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (5)
Часть первая.
Смысловой принцип русского правописания
КРАТКИЙ ОЧЕРК ВВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПИСАНИЕ (6)
ОСМЫСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ (17)
1. Правописание гласных (17)
1.1. Правописание гласных в корне (17)
1.1.1. Проверяемые безударные гласные (17)
1.1.2. Непроверяемые безударные гласные (19)
1.2. Чередование гласных в корне (24)
1.2.1. Чередование А – О (24)
1.2.2. Чередование Е – И (38)
1.2.3. Чередования А (Я) – ИМ (ИН) (43)
1.3. Гласные после шипящих (45)
1.4. Гласные после Ц (49)
1.5. Гласные О и Ё под ударением после шипящих (53)
1.6. Гласные И, Ы после приставки (55)
1.7. Гласные Э – Е в корне (57)
1.8. Гласные в корне глагола (59)
1.9. Гласные в приставках (60)
1.10. Сложные слова с соединительной гласной (63)
1.11. Гласные А и О в суффиксах наречий (66)
СМЫСЛ ЖИВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ (или Как научиться грамотно писать?) (интервью) (68)
Часть вторая.
Осмысленное решение задач русского правописания
Памятка по смыслам гласных и согласных звуков (72)
1.12. Гласные в окончаниях наречных предлогов (76)
1.13. Гласные в суффиксах существительных (78)
1.14. Гласные в суффиксах прилагательных (87)
1.15. Как различать по смыслу похожие прилагательные (89)
1.16. Гласные в окончаниях прилагательных (91)
1.17. Гласные в окончаниях существительных (93)
1.18. Гласные в суффиксах причастий (94)
1.19. Гласные в личных окончаниях глаголов (96)
1.20. Гласные в суффиксах неопределенной формы глагола (98)
2. Правописание согласных (100)
2.1. Глухие и звонкие согласные в корне (100)
2.2. Чередование согласных (102)
2.3. Непроверяемые согласные в слове (105)
2.4. Непроизносимые согласные в корне (107)
2.5. Правописание двойных согласных (111)
2.6. Правописание приставок (116)
2.7. Правописание суффиксов (119)
2.8. Правописание Н и НН (122)
2.9. Правописание Й (128)
3.1. Употребление Ь (129)
3.2. Употребление Ъ (133)
3.3. Правописание НЕ и НИ (134)
3.4. Сложные случаи: НЕ или НИ? (139)
Часть третья.
Осмысленное применение правил русского правописания
3.5. Слитное написание сложных слов (143)
3.6. Написание сложных слов через дефис (148)
3.7. Слитное или раздельное написание числительных (150)
3.8. Трудные случаи различения сложных прилагательных (152)
3.9. Правописание наречий (153)
3.10. Правописание предлогов (159)
3.11. Правописание союзов (162)
3.12. Правописание частиц (164)
4.1. Смысл и последствия утраты «парного числа» (166)
4.2. Смыслы словоизменения, или склонения имен (172)
4.2.1. Смыслы в первом склонении (175)
4.2.2. Смыслы второго склонения (179)
4.2.3. Смыслы в третьем склонении (186)
4.2.4. О разносклоняемых словах (187)
4.3. Смыслы словоизменения, или спряжения глаголов (189)
4.3.1. О смыслах личных местоимений сегодня (192)
4.3.2. О лицах как осмысленных сферах восприятия (194)
4.3.3. Устройство спряжения (195)
4.3.4. Сложные случаи спряжения глаголов (198)
5. Принципы осмысленного словотворения и толкования смыслов (200)
Дополнительная литература (205)
Подробную и дополнительную информацию см. в разделе «ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Справки и заказ по адресу: Z-Strekoza@narod.ru