27.10.13
Греция. Остров Крит. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2013

(в продолжение темы: «ЗАПУТАЛИСЬ, ЗАБЛУДИЛИСЬ, ЗАВРАЛИСЬ»)

 

Что остается от сказки потом,

После того, как ее рассказали?

(В.Высоцкий. 1973.)

 

(начало см. в предыдущем выпуске журнала «ЗОВУ РИТМ» за август 2013г.)

Говорить о невероятной путанице современного общества, бесконечном вранье и самообмане людей, о блуждании нас всех в этом самообмане, невозможно без конкретных примеров и наглядности. Без примеров текст, скорей всего, превратится в пустое морализирование и общие рассуждения. Но как выбрать примеры, понятные многим, ведь они, примеры эти, порой настолько индивидуальны, что подходят лишь для частных объяснений и бесед? Мы поняли, что взялись за важную, но очень непростую тему. Как же быть?

Возникает естественный вопрос: можно ли как-то наглядно смоделировать хотя бы отдельные моменты того, КАК ЛЮДИ ЗАПУТЫВАЮТСЯ, БЛУЖДАЮТ ГОДАМИ И ВРУТ себе и людям. А жизнь тем временем проходит. Решение нашлось неожиданно и самым невероятным образом. Его словно подбросила сама жизнь. Все разрешило путешествие. Простое туристическое путешествие к «колыбели» современной цивилизации! 

Еще над Эгейским морем, на подлете к острову Крит, начинаешь рыться в памяти, в поисках какой-либо информации из школьного курса «Истории древнего мира» об этих местах. Очень хочется путешествовать осмысленно. И, увидев своими глазами, сопоставить изучаемое в школе с реальностью, с известными сегодня фактами. Но, кроме общих слов чего-то там о «колыбели современной цивилизации» и фрагментов странных мифов Древней Греции о лабиринте, Минотавре и бегстве Дедала с Икаром с острова на самодельных крыльях и т.д., ничего более не вспоминается. Поэтому в поисках свежей информации поневоле смотришь на зазывающие рекламные статьи. Ведь так хочется, чтобы туристическое посещение острова оправдало себя на все сто! Не только в смысле отдыха. Так хочется воочию увидеть места, откуда якобы «произошла» современная цивилизация, соприкоснуться, так сказать, чуть ли не с «истоками»! Знания захотелось освежить и дополнить. Погода и время все это позволяли. Может быть, кто-то действительно находит здесь «желаемое». Но непредвзятый взгляд отрезвляет.

Хорошо, допустим, общие характеристики местности еще как-то принимаются:

«Крит - самый большой греческий остров, который разделяет Средиземное и Эгейское моря. Место стыковки между Европой, Азией и Африкой. Скалистые берега острова изрезаны бухтами и заливами. Живописные ущелья и высокие горы, равнины и галечные побережья… Пейзаж здесь разнообразен. Да и климат острова - один из самых мягких и здоровых в Европе, а ласковое солнце светит почти весь год…»

Но ведь то, что сегодня светит солнце, еще не дает основания тому, что здесь когда-то давным-давно происходили великие события. Почему-то (может быть, нарочно) в таких рассказах упускается из виду то, что солнце светило и в других местах, да и жизнь била ключом на всей планете, а не только в этой «колыбели»!? Вот почему уже с некоторым скепсисом смотришь на строки, которые навязываются пытливому взору:

«…На благодатной критской земле среди пряных трав и благоухающего базилика история так тесно переплелась с современностью, что стала неотъемлемой ее частью. На Крите родились Зевс и Европа, жил прославленный Дедал, создал свою империю легендарный царь Минос. И именно здесь возникла Минойская цивилизация - одна из самых значимых в истории человечества. На Крите находятся развалины знаменитого Кносского лабиринта, в котором обитал ужасный Минотавр…»

Царь Минос «легендарный» потому, что его имя упоминается в греческих мифах? Или потому что его небольшие владения на островах и отдельных местах побережья Средиземноморья кто-то пафосно прозвал «империей»? Тогда почему он «царь», а не «император»? У кого-то проблемы с переводом или логикой? И где же у рассказчиков о древностях и составителей энциклопедий (вот что больше всего удивляет!) ГРАНИЦА между реальностью (фактами) и мифами в их истории древней страны (ведь вообще-то ожидаешь «научную» информацию о стране, а тебе преподносят общие слова наряду с мифами!).

Очередная крупная рекламная акция. Ради продвижения и продажи в наши дни можно «раздуть» и преувеличить абсолютно все. Чего уж говорить о мифах. Похоже, раздувать мифы, особенно мифы исторические одно удовольствие. Видимо, мифы и были сильной стороной греческой культуры. Особенно ярко и остро ощущаешь это на островах. Понятно, когда ты загнан на острова и вынужден жить между морем и крутыми горными склонами фантазии и мифы вполне могут скрасить такое положение. Именно это и видишь буквально на каждом шагу, путешествуя по необычному и довольно красивому греческому острову. Мифы о традициях и раскопках, о сувенирах и кухне. Всего и не перечислить. Это стоит посмотреть. Увидеть хоть один раз. Мифы и фантазии тут на каждом шагу. Они наполняют быт, и жители острова легко сочиняют их о себе, сами с огромным удовольствием верят этим фантазиям. Трезвость и здравый смысл удержать в этом эмоциональном водовороте удается не всем.

Тут читатель может, заступаясь за авторов «истории колыбели», сослаться на руины или развалины, куда возят массы любопытных туристов. О них, как на «материальное доказательство» того, о чем вещают гиды и историки, говорится и в текстах, типа:

«Раскопки древних дворцов привлекают внимание не только ученых, но и миллионов туристов, которые предпочитают отдых на Крите…»

Ну и что с этого? Нельзя что ли соорудить в любом месте что-нибудь «древнее», чтобы привлечь больше туристов? Это вполне вписывается в логику современного бизнеса в любом месте планеты, а не только на Крите. О том, чтобы найти повод завлечь туристов, наверное, мечтают чуть ли не в каждой местности всех стран! Тем более, мы в этом месте ничего не выдумываем. Вот цитата из публичных источников:

«Раскопками Кносского дворца… и других древних построек Крита занялся в 1900 году хранитель британского музея Артур Эванс. Заглянув на Крит по какому-то малозначительному поводу, Эванс заинтересовался найденными черепками и остатками построек. В результате нечаянного интереса Эванс потратил на раскопки и исследования Крита почти полвека и заслужил мировое признание…»

Но тут возникают большие сомнения, что по «малозначительному поводу», и что «нечаянный интерес» затянулся на «почти полвека». Скорее, это похоже на служебную командировку или экспедицию со специальным заданием от британского музея. Именно это напрашивается, когда видишь своими глазами и читаешь о том, что:

«Артур Эванс не только составил подробный план Кносского дворца, но и «извлёк из небытия» саму минойскую цивилизацию, изучая найденные в Кноссе и других древних городах предметы быта, культуры и религии... Он не ограничился раскопками, изучением и исследованием, но провёл и частичную реконструкцию Кносского дворца, при этом используя бетон и другие современные материалы, которым снаружи придавалась видимость фактуры материалов древних…»

Выходит, до 1900 года и этого служителя британского музея «минойской цивилизации» Крита как бы и не было? Тогда и вопрос, а было ли вообще? Хотя «подходящие» развалины, которые оставалось только довести до кондиции, т.е. «товарного вида», тут все-таки были! В общем, Артура Эванса и других историков, обосновывающих теорию «колыбели цивилизации», в этом месте мы очень даже понимаем: даже сегодня можно найти немало случаев, как делаются археологические открытия на раскопках и как делаются исторические обоснования к ним. Лишь бы они попадали в «общепринятый» тренд (иначе просто «не разрешат» считаться «историческим фактом» или «достопримечательностью»).

Находясь на Крите, слушая гида и рассматривая древние развалины поражаешься нестыковкам и натяжкам фактов. Простые очевидные вещи не принимаются во внимание. Мифотворчество современной истории в одно мгновение становится невероятно очевидным. Вдруг понимаешь, почему так трудно было изучать в школе историю древнего мира, например. Почему не запоминались даты и не укладывались в голове так красиво сЛОЖенные исторические факты. Понимаешь, что твой детский мозг, здравый смысл, опыт и чутье просто отчаянно противились тому невероятному бреду, который нам строгие учителя, фальшивые учебники и справочники старательно впихивали в мозг. 

В общем, получается, что «более 130 тыс. лет назад по морю на остров прибыли неандертальцы». Как они тут перебивались свыше ста тысяч лет – это все скрыто в тумане. Видимо, каким-то чудесным образом, раз только «около 7 тыс. лет до н. э. были созданы первые поселения» с каменными домами и реже с пещерами, занимаясь на благо новой цивилизации сельским хозяйством и разведением скота. Историки уверяют, что дело было прибыльное, и их продукция пользовалась спросом на всю округу, до самого Египта и Малой Азии, раз на острове возникло даже несколько царств и строили в них небольшие, но все-таки «дворцы». Хотя тут немало вопросов по поводу практической целесообразности этих «дворцов» и их содержания при таком климате (жить непосредственно здесь, на семи ветрах это не то же самое, что читать об этом в рекламных проспектах, да к тому же тысячи и тысячи лет тому назад, когда не было электричества и отопления, водопроводов и канализации).

Ну, да ладно, оставим все эти бытовые мелочи на совести историков. Хотя именно быт и современное положение вещей и является подлинным, явным, неоспоримым и неподдельным ключом к той далекой исторической древности. Именно увидев все своими глазами, и сегодня можно понять прошлое. Благодаря этому видны натяжки, нестыковки и… вранье! Ах, простите, ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ! Легенды, искажающие наше общее понимание происходящего, реальности и взаимосвязей. Действительно, ЗАПУТАЛИСЬ, ЗАБЛУДИЛИСЬ, ЗАВРАЛИСЬ!

Так, например, наши простые вопросы гиду ставили в тупик всю группу. Казалось, мы нарушаем некий хорошо отрепетированный спектакль. А явные нестыковки мгновенно развеивали дурман самовнушения. Выяснялось, что люди все это видят сами, но боятся признаваться себе, бояться выпасть из общего потока и прослыть непонимающими дураками. Намного проще подавить свои естественные вопросы и сомнения.

Но вернемся к острову. Ведь все-таки в подобных, прямо скажем, несладких условиях критяне при этом героически «заложили основу для будущей Минойской цивилизации». Хотя «история этого периода почти не известна», как обычно, историки точно знают, что в то время остров Крит был «богатейшим регионом» Средиземноморья! Остается им верить на слово, потому что мощное землетрясение и извержение вулкана на острове Санторин положили конец экономическому процветанию. И только историки знают теперь о том, что

«…сильные волны стёрли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни…»

Что бы ни рассказывали о «колыбели цивилизации», катастрофа заранее все списала и концов уже не найти. Представляете, в некоторых местах волна смыла даже огромные каменные колонны так, что никто не знает, где их обломки (а спросить, а были ли они, видимо, стесняются)! И доказательством былого великолепия служат теперь лишь развалины дворцов, реконструированные таким образом, какими они должны были быть в древности, по мнению реставраторов. Также «важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700-1600 до н.э.)», который до сих пор толком не могут (или не хотят, зная, какого характера текст) прочитать и существует несколько версий расшифровки его текста.

Среди достопримечательностей Крита туристам еще демонстрируют, например, огромные глиняные сосуды (пифосы), якобы предназначенные для хранения зерна и оливкового масла. Странно то, что на этих сосудах множество ручек на разном уровне. На наш взгляд, такое расположение целесообразно только для того, чтобы, держась за эти ручки, забираться вверх, как по лестнице или на тренажере для маленьких альпинистов. Забираться, чтобы попасть вовнутрь пифоса. Тут приходит мысль о том, зачем критянам столько зерна или масла, если, например, гораздо комфортней и практичней в этих сосудах пересидеть пронизывающие тело насквозь сильные ветры с моря. Да и опыт философа Диогена, жившего согласно легенде в некой бочке (а может, в таком же большом пифосе?) укрепляет в этой мысли: кто сказал, что только один Диоген во всей Греции обитал в бочке или таком вот пифосе (таких научных опровержений вроде нет)?..

(продолжение здесь) 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1695