Свеча негасимая - Статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Статьи

- Проекты
Страница проекта - Кладовая звезд Урала
Страниц: 1

 

Любовь Ладейщикова

Упоминания о быстроходных ладьях и, стало быть, об истоках древней моей фамилии встречаются еще в летописях и сказаниях XI - XV веков. Мои предки - ладейщики и мореплаватели - ладили крепкие торговые и рыбацкие суда и водили их по Белому и Баренцеву морям. По северным рекам и далее, промыслом Божьим, добрались они к концу XVI века до уральского Камня, где и породнились с углежогами и рудознатцами, плавильщиками и пивоварами... На долгом этом пути упругая, как тетива, половчанка успела-таки пленить сердце синеглазого кормчего, влив в родовую память гомеопатическую дозу азиатской крови, раскосо просвечивающей сквозь мою, отнюдь не безупречную, славянскую родословную.

Ощущая внутри себя тысячелетние пласты непокоренной российской истории, постигая двухматериковый разворот протяжного евразийского мышления, я восхищенно склоняю голову перед мужеством и жизнелюбием предков, в заснеженных северных широтах сумевших создать такую великую цивилизацию. Восприятие жизни, как творения во всей трагической красоте и беспредельности, дает мне силы даже в нынешние мутные времена не ложиться на дно, не бросаться в пучину соблазнов и предательств, а жить в глубинах художественного постижения истин, не принижая и не сдавая неподкупных духовных высот.

Главной моей книгой последнего десятилетия считаю документально- лирический дневник "Свеча негасимая" - трудную книгу с беспризорной судьбой, поскольку процесс ее рождения совпал с сокрушительным периодом распада страны. В ноябре - декабре 1991 года мне довелось пройти через сорокапятису - точное испытание полной бессонницей и ежедневной и еженощной работой. Творческая энергия оказалась единственным способом осознать происходящее и осилить скоропостижный перелет из одной взорванной эпохи в другую. Поэзия остановила меня на краю сердечной пропасти, словно кипящая лава, заполняя трещины в сознании и, становясь молитвенной исповедью перед "высшим судом" совести... - Любя державу во всей необъятности, я ощущала не только нравственную, но и физическую боль во время ее расчленения. Пушкин стал моей "тайной свободой", бессонным собеседником и другом, а в минуты наивысшего отчаяния - добровольным защитником и адвокатом... Часовой разговор о "Свече негасимой" оказался завершающей "Поэтической тетрадью" Всесоюзного радио, а речь, "Пушкин и новая Россия" произнесена мною в июне 1999 года на Междугородной конференции, посвящен - ной 200-летию национального гения.

Старая Россия, которую я осязаемо представляю по документам и качественным фотографиям, сделанным в Екатеринбурге в начале XX столетия, вглядывается в меня внимательными глазами деда по материнской линии Николая Николаевича Пивоварова. Мастер высшей пробы, типографский наборщик со смуглым точеным лицом, он сам отливал свинцовые буковки-литеры, как отравленные пули, скоротечно изрешетившие его молодое здоровье. Дед по отцовскому руслу, Петр Алексеевич Ладейщиков имел буйный нрав и неуемную тягу к художествам. Он размашисто красил крышу полевского дома толченым малахитом, накопанным в собственном огороде, объезжал лошадей, имея их на конюшне не менее трех, растил и лелеял не только огненно-рыжую бороду, но и десяток детей, дав всем без исключения серьезное образование. Бабушки Мария Павловна и Ульяна Порфирьевна были синеглазы и терпеливы, они полстолетия одевали и согревали страну... После похорон я обнаружила в кружевных сундучках, рядом с крючками и спицами, трудовые медали и ордена.

Отец, Анатолий Петрович Ладейщиков, боевой лейтенант, впоследствии ставший достаточно известным инженером-изобретателем, весь израненный, но "с гитарой наперевес", дошел до Берлина, а, вернувшись, дал мне жизнь и впридачу неоценимое наследство - золотисто-каштановые волосы и Победу в Великой Отечественной войне. Мама, Елена Николаевна, брюнетка с мягким миловидным лицом и карими глубокими глазами, имела чистый голос и слух связиста. Получив одну за другой две похоронки на контуженного, но живого отца, надорвала своё сердце и в мирное время мудро замкнулась на воспитании детей и чтении Чехова и Толстого... Собираясь за круглым столом, покрытым длинной расшитой скатертью, друзья и родные, уцелевшие в огненной круговерти, не только пили и ели, но и с естественной радостью и грустью пели фронтовые песни, давшие мне первые, ни с чем не сравнимые уроки живой истории и "негасимой любви".

Я родилась 1 декабря 1946 года в Свердловске и, насколько помню, головокружительная поэзия бескрайности, и бездонности Вселенной мучила меня не меньше, чем страх остановки сердца, буквально с самых первых младенческих лет. Мне нравилось часами сидеть на подоконнике, летать во сне или лежать в траве, считая звезды, до умопомрачительного слияния с пространством. Кусочек упавшей звезды, как осколок первого детского стихотворения, я долго хранила в спичечном коробке. Начав читать с четырехлетнего возраста, красоту и восторг я постигала через сказы Бажова, прячась под кроватью от Синюшки и Полоза, шорохов и грозы... Постоянное чувство страха и самостоятельная победа над ним пережиты мною в детстве, как прививка для будущего бесстрашия. Лет в пять, проковыряв пальцем дырочку в груди Данко и не найдя там горящего сердца, я навсегда поверила, что он отдал его людям. Любовь к уединению, к сидению в норе и прозрачно-невесомое здоровье загадочно сочетались с жаждой героического. В 1957 году, метр за метром, дотащив до школы неподъемную ржавую батарею, я будто предчувствовала, что именно она станет недостающей каплей космической стали, и вскоре вместе с потрясенным миром я следила по ночам за первым искусственным Спутником Земли. А чуть раньше, когда я обнаружила в старом зеленом ридикюле несколько блестящих крестиков, мама испуганно поднесла палец к губам, а бабушка взяла с собой в храм и впервые вложила в изумленные руки горящую свечу.

Мне всегда хотелось иметь тайну, и самой первой тайной стали собственные стихи. В девятом классе любимая учительница, не зная, что скрывается за серенькой обложкой, отняла на уроке заветную тетрадь и - тайное стало явным. И вскоре с трепетным сиянием я читала в прямом эфире свердловского телевидения несколько своих стихотворений, ещё не зная, что попала под ревностное внимание пишущего ровесника... Первым искрометным живым поэтом, встреченным в начале шестидесятых годов, был тогда ещё безбородый автор книги "Ливень", Борис Марьев. Биополе вдохновения, исходящее от него, как поток света, пронзило меня насквозь и, когда поэт пригласил сидящих в зале сочинителей подняться на сцену, я, далеко не первая, осмелилась прочитать стихи, но оказалась единственной, кому Марьев пожал руку со словами: "Эта рыженькая девочка - поэт!"

Закончив школу и поступив на филологический факультет УРГУ, осенью 1965 года я впервые пришла на занятие литературного объединения при газете "За тяжёлое машиностроение". Густые волосы, тонкий каблук, изящная записная книжка со стихами - всё было при мне, но я не знала, что тот день станет роковым во всех отношениях. С настойчивой закономерностью руководителем оказался всё тот же генератор поэтического духа, поэт Борис Марьев. А самый молодой и шумный, как кипящий чайник, поэт Юрий Конецкий, бурно прореагировавший на моё появление, - больше от меня не отошёл. Нас "обсудили" в этот же вечер, и Марьев поздравил литгруппу с появлением в ней "сразу двух талантливых молодых поэтов". О нашей встрече написали в газете. С тех пор вот уже тридцать пять лет наши имена склоняют то влево, то вправо, но не могут ни согнуть, ни сломать. Мы влились в Клуб имени Пилипенко, а в 1966 году оба стали участниками Областного совещания молодых писателей. Поэт Николай Куштум, решив поддержать юное дарование, сравнил мои строчки со стихами Ахматовой, но я наотрез отказалась от столь лестного сравнения, желая быть только собой... В 1967 году, в феврале, стихи Юрия Конецкого были опубликованы в журнале "Урал", а мои - в "Уральском следопыте". В декабре состоялась наша свадьба, которую я с замиранием сердца ждала и, одновременно, упрямо отодвигала, предчувствуя, что это будет весьма импульсивно-пламенное и сложное творческое соитие. Но этому явлению, необычайному по силе и длительности обжигающего притяжения, суждено было свершиться. Мы создали уникальную по своей несовместимости, жизнеспособную двухполюсную энергосистему, независимую цивилизацию, прицельно-горячий полигон взаимопроникающих поэтических миров. Самое удивительное, что удалось не только сохранить, но и приумножить литературное пространство, где в каждодневном творческом космосе вращаются наши желанные дети и многочисленные ненаглядные внуки... Судьбы наши, казалось бы, генетически и литературно переплелись и зеркально пронзили друг друга, но понять биографию этих неистово-страстных отношений можно, только представив незатухающую неукротимую гармонию двух действующих вулканов, извержения которых частично зарегистрированы в стихах.

Весной 1968 года, один за другим, непоправимо рано умерли мои родители. Осиротел девятилетний брат, через несколько горьких дней, в цветущий полдень, родился сын, а через год с небольшим, лунной полночью, появилась на свет дочка. Природа решила "не отдыхать на детях", и Арсений стал превосходным поэтом, а Ульяна - чутким педагогом... А тогда - пришлось перебраться на заочное отделение университета и внести в осиротевший семейный бюджет шестьдесят четыре библиотечных рубля. Недостаток средств мы компенсировали любовью... Материнство сделалось моим бессонным спасением, пробуждением духовной энергии, обострившей поэтическое зрение и слух. Жизнь и творчество слились в единый процесс, становясь не взглядом со стороны, не темой, а постижением выстраданных тайн, "глубинной материнской философией". Все это я поняла позднее, а тогда судьба с беспощадной настойчивостью вручила мне "крестный ключ" от малоосвоенного поэзией "запеленутого мира", предлагая приоткрыть и увековечить словом каждый прорастающий миг. Так начался новый жизненный и поэтический цикл "Материнский час", выросший в поэмный триптих и объединяющий книги "Добрый свет", "Полдень", "Рождение женщины" и "День вечности" в "цельный живой организм". Это определение принадлежит московскому критику и литературоведу Ивану Панкееву, который, на страницах "Литературной России" назвал сделанное мной "протестующей гармонией" и "материнской Вселенной" и вывел рассуждения о моем творчестве за рамки "обыденности", навязываемой местной критикой. В 1975 году, став участницей VI Всесоюзного совещания молодых писателей, я попала в семинар поэта Михаила Луконина, который, рекомендовав к изданию мою рукопись, первым отметил: "Тысячелетия женщины рожали богатырей, но почему-то ни одна из них до Любви Ладейщиковой не написала об этом глубокую материнскую книгу..."

Защитив дипломную работу по психологии художественного творчества, я в течение семи лет руководила подростковой литературной студией "Голубая тетрадь", а позднее - уралмашевским литобъединением. В 1980 году, будучи автором двух книг, изданных на Урале и в Москве, я была принята в члены Союза писателей СССР. Но кафедрально-узаконенным университетским автором, обласканным вниманием филологической критики, я, конечно же, стать не могла. Личный мой жизненно-творческий опыт уже не совпадал с книжно-элитарными ориентирами, выращиваемыми в вузовских лабораториях. Уважая лучших представителей пьедестализированного ныне направления, я все же глубоко сомневаюсь в перспективности "кланирования" лишь одного поэтического органа, и выступаю за плодоносящее многоцветие литературных поисков, форм и позиций... Еще со времен колокольно-призывного "Слова о Полку Игореве" берут начало лиро-эпические, глубинно-патриотические истоки русской поэзии. Необходимость не отторжения, а творческой преемственности лучших национальных традиций я прочувствовала при встречах с живыми страницами немеркнущей лирики 40-х - 80-х годов. Две светлые личности, два отразивших время прекрасных поэта - Людмила Татьяничева и Юлия Друнина долгожданно узнали меня и поверили моему слову. До сих пор ощущаю их пристальное присутствие... Сегодня, желая быть связующей, а не рвущейся нитью, я пытаюсь сохранить и передать неведомому будущему "благословляющую суть" и "державную женственность" материнской гармонии и отыскать потерянный "ключ" от "генетического кода" бессмертия Отечества.

В 1992 году, в гостеприимном Музее писателей Урала, творческим отчетом и дружеским чаем мы отметили нашу с Юрием Конецким серебряную свадьбу. Невозможно было представить, что вскоре не станет Владимира Назина и Валерия Анищенко, а через пять лет оборвется и незабываемая долгая дружба с Юрием Лобанцевым... В притихшем 1993 году нами был создан Цех Поэтов как попытка объединения творческих сил и сопротивления бездуховности. Но, увы, началась эпоха размежевания и "приватизации" общественного сознания путем "выплескивания" неугодных имен из узко-тенденциозных изданий и учебных пособий... В 1994 году, при поддержке Правительства области, была издана книга моих избранных произведений "Колыбельная тайна", талантливо оформленная замечательным графиком Александром Вохменцевым. Презентаций книги прошла на сценах Москвы и Екатеринбурга, на областном радио и "Радио России" в авторских программах Ксении Лепановой, Елены Рыжковой и Сергея Гамова... Московский критик Леонид Ханбеков, обыграв мою строку, назвал книгу "редкостным сплавом державного ума и материнского сердца"... Но региональные журналы хранили гробовое молчание... Став членом Координационного совета Клуба интеллигенции Среднего Урала, свое пятидесятилетие я встретила в дружественном кругу этих умных и интересных людей, прочитавших мои книги, а совместный с Юрием юбилей мы отметили в столичном ЦДЛ творческим вечером "Сто лет на двоих", который вел наш сын, лауреат Есенинской премии Арсений Конецкий.

В 1996 году, во время трехчасового представления первого тома Антологии Цеха Поэтов в ЦДРИ на Кузнецком мосту, мы заприметили в доверху заполнен - ном зале известного поэта и издателя Валентина Устинова, который с неослабевающим вниманием вслушивался в нас... Возник "жар взаимопониманья", и вскоре мы поделились с ним идеей создания Всероссийской Академии Поэзии. Тяжкий труд основателя мудрый и опытный Устинов возложил на себя. И в результате в 1998 году - замысел стал реальностью. В мае 1999 года я узнала о присвоении звания "Заслуженный работник Культуры РФ". Но самой бесценной, врачующей радостью всей моей жизни являются глубочайшие читательские письма-признания, полные разбуженного достоинства и взаимопроникающего света.
Ценя красоту жизни выше стоимости вещей, я никогда не стремилась втиснуть солнце в золотую оправу. Люблю глубокую историко-философскую живопись Ильи Глазунова и забродившие пляшущие краски Матисса, растворяюсь душой в протяжных, как сама Россия, проголосных песнях и свиридовском пронзительно-метельном симфонизме бытия... Люблю полночь, огрызок карандаша и "суворовский сухарик" рядом с чайным облаком, пахнущим цветущей вечностью. Думать - это мое состояние, наивысшее наслаждение и незатухающая боль... В вихревом борении сердца, сознания и воли я возвращаюсь на "невесомой фамильной ладье" к истокам памяти, в Баренцево море, силясь поднять из трагических глубин частицу затонувшей родины... Написана последняя страница уходящего тысячелетия. Горчайшее и героическое перемелется в глубинах будущего в единый историко-биографический пласт. Но поэзия - в идеальном смысле - свеча негасимая, сгусток светоносной энергии, сконцентрированный духовный опыт, высказанный с обжигающей образностью и страстью.

Любовь Ладейщикова. Екатеринбург.

* коротко о себе:
Печатаюсь с 1965 года. Публиковалась в центральных и региональных сборниках, журналах, альманахах: "День Поэзии", "Час России", "Москва", "Молодая гвардия", "Реалист", "Литературная Россия", "Уральский следопыт", "Регион- Урал", "Антология Цеха Поэтов", "Литературный Екатеринбург" и т.д.
Основные издания: "Добрый свет", Свердловск, 1977; "Материнский час", Москва, 1980; "Полдень", Свердловск, 1983, с илл. В.Сыскова; "Рождение женщины". Стихотворения и поэмы. Москва, 1989; "День вечности", Свердловск, 1990; "Свеча негасимая. Бессонный дневник", Екатеринбург, 1993 год;
"Колыбельная тайна". Избранная лирика, Екатеринбург, 1994, 384 стр. с илл. А.Вохменцева.

 

см. Ладейщикова Любовь Анатольевна

Страниц: 1
{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат