Вводная часть: Реальные проблемы реального воспитания - Как это было? (Осознанное родительство) - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Как это было? (Осознанное родительство)

- Проекты
Страниц: 1

 

Сысерть. Урал. - фото: Н.Кистаева

Продолжим наш разговор о Любви и воспитании детей. Сами знаете, как много и охотно вокруг говорят о Любви, и особенно о Любви к детям. Так много и с таким усердием и азартом обсуждается эта тема, что, МНОГИМ КАЖЕТСЯ, нет никаких проблем в области взаимоотношений с детьми. Даже неприятно становится оттого, что вопросы воспитания детей и вопросы взаимодействия детей и взрослых попросту «залиты тоннами сладкого сиропа».

А как только пробуешь выйти за рамки вошедших в бездумную привычку восторгов, то наталкиваешься на возмущение и протест. И слышишь примерно следующее:

- Ну, что вы все время о сложностях и проблемах! Надо видеть хорошее ! А если нет его, хорошего, то придумать его и дорисовать! Ведь о проблемах все знают, а хорошего бывает так мало…

И так далее и тому подобные речи. Интересно, кто людей заставляет «фантазировать» и « иллюзионировать »? Ведь иллюзии только «кажутся», «мерещатся». Их, иллюзий, в реальности нет! Пока люди поглощены своими иллюзиями, выдавая желаемое за действительное и не умея видеть суть происходящего, проблема растет, вырастает в болезнь, и болезнь усугубляется.

Ну, представьте, что вы так же будете восторгаться в своем саду и представлять, что нет сорняков и вредных насекомых, будете любоваться яблонями, вишнями, цветами и т.д. Особенно со стороны и издали все прекрасно! Как говорится, большое и красивое видится на расстоянии! Шероховатостей не видно!.. И чего же вы дождетесь от своего сада к осени в таком случае? Ведь известно, урожай считают не по посеву, а по сбору! По результату!

Вот почему нам, психологам-практикам, приходится возражать против необоснованных и легкомысленных восторгов. НЕ ОБНАРУЖИВАЯ И НЕ ВСКРЫВАЯ ПРОБЛЕМЫ, МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ШАНСА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НИХ. И они, проблемы, как торчащий гвоздь в ботинке, будут мешать, постоянно причиняя неудобство и боль.

А чем же, в сущности, продиктована такая НАША позиция? Почему мы, разгребая море этого липкого сиропа, нарушаем желаемый покой и иллюзорную идиллию взрослых? Возможно, и потому что эти «проблемы-наказания» постигают не только нерадивых взрослых, живущих иллюзиями, но и всех окружающих. Возможно, и потому что они, если успевают опомниться и им достает ума искать квалифицированную помощь, хоть и поздновато, но обращаются к нам же, психологам-практикам. А ведь всегда лучше, гораздо лучше не запускать проблемы и заболевания, а устранять их на ранней стадии. Лучше даже профилактически делать все возможное, чтобы никакая зараза ( физическая и психическая ) не приставала. А еще лучше – ЖИТЬ РАЗУМНО, мудро и счастливо!..

Но все дело в том, что на практике со всех сторон разные благожелатели, рассказывая будущим родителям трогательные истории о счастливом родительстве , не говорят им о том, что РАСТИТЬ ДЕТЕЙ СЛОЖНО И ХЛОПОТНО. И тем более, чаще всего и не учат ( и хорошо, может быть, что не учат, потому что не умеют ), КАК это делается. А в случаях, когда все-таки кое-что рассказывают о воспитании детей, то уводят от самой сути и главных вопросов в дебри модных теорий и методик. Потому что не умеют отличать настоящее от искусственного . Поэтому молодые и неопытные родители оказываются совершенно не готовы к тем испытаниям, которые их ожидают с появлением детей. Таким образом, у молодых с самого начала крадут счастье и радость родительства и семейной жизни.

Как это происходит?

Да очень просто. Не предупредив о заботах и сложностях, им при этом описывают и показывают – в стиле безоблачной рекламы – «радости и восторги» других людей, внешне и формально, как на картинке, вписывающихся под некий «стандарт» родительской любви и счастливого детства. И при этом - нарочно или бездумно? - упускают все остальное. МОЛОДЫМ НЕ ГОВОРЯТ О ЦЕНЕ, КОТОРУЮ ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬ НАСТОЯЩИМ ПАПАМ И МАМАМ ЗА РАДОСТЬ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА. И у них, будущих родителей, складывается впечатление, что все образуется и сложится само собой. Тем более у каждого в памяти опыт их родителей ( и при этом тоже не думается, что это опыт наблюдения со стороны, опыт детства, а не опыт родительства , не опыт самостоятельного решения текущих родительских задач ).

Большинство людей словно заманили в роскошный магазин с красивыми витринами и товарами. Прогуливаясь между рядами и любуясь всем выставленным на обозрение, мало кто вообще подозревает или задумывается О ЦЕНАХ в этом магазине. О том, ЧТО именно каждому из них придется сделать, ЧТО преодолеть и ЧЕМ пожертвовать, прежде чем они сумеют приобрести здесь хоть что-нибудь? ЧТО потребуется для приобретения хотя бы частички обещанных им Любви и Радости, Понимания и Родительского Счастья?!

Люди не понимают, что цивилизация и деньги – это искусственная среда, а ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ самая настоящая. Поэтому настоящие Радость и Любовь за деньги не могут быть куплены .

Хотя надо сказать, что сейчас сознание людей настолько уже упрощено и вписано в технологические информационные потоки, что, наоборот, кажется, цивилизация и деньги – это «реальность» ( мы и с этим согласимся, но с уточнением, что это «искусственно огороженная часть большой реальности», но не вся реальность ), а любовь и радость, с этой точки зрения, – это так, эмоции ( и здесь бесспорно согласимся, что в любви и радости есть эмоциональная часть, но маленькая и несущественная, в сравнении со всем остальным, гораздо большим ). И тут ничего нельзя поделать, если имеющиеся на данный момент интеллектуальные возможности людей не дают воспринимать выше имеющегося у них «потолка». Нельзя переубедить, если сознание не «исправлено» что ли ( не расширено, не раскрыто ). Чтобы большое пропустить, надо увеличить потолок. Это же очевидно ( хотя сейчас предпочитают не потолок большой иметь, а большое и живое распиливать на части, чтобы хотя бы приблизительно разглядеть ).

В результате, вступая в брак, или те отношения, которые его заменяют, и рожая детей, родители оказываются лицом к лицу с трудностями, совершенно не предвиденными и совершенно не известно, откуда взявшимися. Эти трудности обрушиваются неожиданно и неизвестно откуда ( так кажется, когда люди не видят причинно-следственных связей в природе людей и в природе вообще ). И лавина эта не иссякает ( потому что наивно полагается, что причины «объективны», а они лишь «жертвы обстоятельств», и, предпринимая дальнейшие такие же неумные шаги, они лишь усугубляют ситуацию и создают новые проблемы ). Понятно, что в таком ошарашенном и растерянном состоянии уже очень трудно говорить о любви к детям. Многим же новоявленным родителям так трудно, что они начинают сомневаться в Любви друг к другу, в существовании Любви вообще…

Лучше остальных с этими «сюрпризами жизни» справляются ЗРЕЛЫЕ пары. В данном случае, имеется в виду психологическая зрелость для родительской жизни, а не физический возраст. Немного проще и тем, кому на помощь приходят бабушки, уже поумневшие и еще помнящие о своих родительских сложностях.

А как же быть всем остальным? Ведь не секрет, что многих дети просто выводят из себя и просто бесят! Что делать им? С кем поделиться? Где искать помощь и поддержку, понимания и дельного совета?

Где, если везде, как нарочно, принято говорить лишь о «радостях родительства , отцовства и материнства» и «огромной любви» к детям?!

Куда же им податься со своими сложностями? Ведь они, эти необученные и неопытные родители, рискуют наткнуться на бетонную стену непонимания и прослыть «плохими родителями»! А с «плохими» у нас, как вы знаете, принято «бороться»! Вот такой замкнутый круг. А кому этого хочется? Вот так и живут втихаря многие уже далеко не «счастливые» родители, мучаясь, терпя и страдая. И это мучение, как едкая кислота, разъедает остатки счастья и радости родительства . Им уже не до этого…

Кто скажет, что мы «очерняем действительность», посмотрите на статистику разводов и неполных семей ( не только у нас, а во всем мире ), походите на учительские и родительские собрания, понаблюдайте во дворе и на улице… Мы понимаем, через имеющийся опыт и практику, что через призму отчетов и служебных обязанностей мир видится иначе ( неполно, иллюзорно ) не только педагогам и чиновникам, но и журналистам , кто о воспитании детей пишет, и врачам, и милиционерам и т.д. Поэтому и предлагаем смотреть вживую, как заинтересованное лицо. Мы не очерняем, мы показываем на конкретные, очень даже обычные и привычные «болячки» и «проблемы».

А что же нам остается делать? Ведь эти родители, наиболее умные из них, идут со своими проблемами к психологам ( а остальные – к сожалению, большая часть – обходятся семейно-бытовым террором, докатившись до жестокого обращения с детьми ). И родители, идущие к психологам, проблемы формулируют вот таким образом:

- У моего сына (дочери) проблемы

- У меня проблемы с ребенком … и т.д. (но последнее только в крайнем случае, а чаще все же «проблемы – у детей»)

И порой очень трудно бывает объяснить и показать людям, что эти проблемы НЕ у ребенка, а у него, у ВЗРОСЛОГО, у родителя. И дело даже не в том, что в современной цивилизации нарочно уничтожена воспитательная среда, когда любой взрослый данного общества в ответе и заботится за любого ребенка этой местности. И возникли имеющиеся проблемы не сегодня, и даже не вчера или месяц назад. Проблемы возникли, когда родился ребенок или чуть позже.

ПРОБЛЕМЫ С РЕБЕНКОМ ВОЗНИКЛИ С ТОГО МОМЕНТА, КОГДА СТАЛА ВСКРЫВАТЬСЯ НЕГОТОВНОСТЬ К СЛОЖНОЙ И ОТВЕТСТВЕННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ МИССИИ. Именно тогда, от неожиданных трудностей, стало не до принятия, любви и поддержки пришедшего в мир, родившегося малыша. Именно тогда, а не в подростковом возрасте были заложены конфликт и непонимание с ребенком, которые в дальнейшем уже разрастаются, как сорняки, и проявляются в достаточно широком спектре взаимоотношений.

А как часто приходится слышать не только и не столько на приеме у психологов, сколько в нашей повседневной жизни ( подъезде, разговорах родителей, тех же педагогов и т.д .): « Почему так происходит? Маленькие дети такие хорошие, такие замечательные. Не спорят, не возмущаются, едят, что им даешь. Одевают, что скажешь. Слушаются. Выполняют все требования. Просто чудо, а не дети. А вырастают и портятся. Спорят, возмущаются. Не делают, что им говоришь. Почему? Что с детьми ?» Взрослым не понятно даже то, что пока маленькие, дети терпят. Терпят – от слабости, или желания угодить. Пытаются понять, откуда и зачем это насилие и идиотские требования – со стороны взрослого населения. А, подрастая, естественно, начинают возмущаться, хоть как-то отстаивать «свою территорию». Пока не станут взрослыми и не погрязнут в тех же навязанных условностях и штампах…

Клубок психологических проблем у людей складывается постепенно и проявляется очень по-разному, но в основе их всех или почти всех лежит НЕГОТОВНОСТЬ родителей к родительской миссии. Их незнание предстоящих трудностей и затрат ( не только финансовых, но и их тоже, т.к. наши дни еще знаменательны большими затратами в содержании детей, но об этом в другой раз ). Не дозревшие и дезинформированные ( или не информированные ) в вопросах родительства и воспитания взрослые, ставшие неожиданно папой или мамой, напоминают заплывших в трясину пловцов, которым из «репродукторов» СМИ вещают о пользе плавания и радостях купания, но не говорят о том, как не попадать в трясину и как выбраться оттуда. Отовсюду эти «нечаянные» родители только и слышат о любви, счастье и радости каких-то других пап и мам, родителей вообще. Может быть, это делается нарочно, чтобы запутывать людей еще больше и делать их еще более зависимыми от искусственно и целенаправленно создаваемых «негуманных» обстоятельств современной технократической цивилизации. Может быть, наоборот, таким образом пытаются как-то скрасить их плачевное положение, но получается только хуже: многие родители в этой ситуации начинают чувствовать свою как бы неполноценность, какой-то не вполне выразительный стыд за себя и за своего ребенка, а также раздражение и недовольство вследствие возникающих проблем и общей такой запутанности всех жизненно важных вопросов.

И вот такие горе-счастливчики зачастую и приходят к психологам с просьбой « сделать хоть что-нибудь », потому что « у их детей проблемы ». И часто сами просьбы бывают удивительно наивны ( этой наивности не перестаешь удивляться даже после сотого такого случая ). Люди годами строят свою проблему, запускают ее до тяжелейшего состояния и хотят решить ее в одно мгновение, как с помощью «чудесной таблетки»!

Крайне редко рискуем рассказать им обо всей плачевной сложности критической ситуации, в которой они оказались. И о том, что у них ни знаний, ни сил не достанет выпутаться из той ситуации, куда они врастали, как в болото, многие годы. Не случайно многие психологи ( в данном случае речь не о неопытных специалистах ) ограничиваются общими рекомендациями и выслушиванием эмоциональных исповедей, давая разрядку до следующего раза. И мы их не осуждаем. Что же делать специалисту, когда ситуация «больного» запущена до такого состояния, когда уже возможна только временная поддержка, но не «исцеление»? Вообще-то, это очень сложный и спорный вопрос – сказать о плачевности положения или скрыть, выдержит человек или сломается, как отреагирует, сможет ли осознать и начать действовать ( суровое сравнение, но почти как с больными, у которых рак ): насколько им необходимо знать свой «диагноз»? Даже в среде специалистов нет на этот счет однозначного мнения. Все слишком индивидуально.

Вернуться к природному естеству, к радости и гармонии жизни из тех ловушек, в которые они забрели, конечно же, возможно, но слишком сложно ( кто же возьмется за это, если вопрос не только в огромных затратах на переобучение пострадавших и работу специалистов в индивидуальном, частном порядке с одним-двумя родителями так, чтобы им после этого «будто заново начать жить», но еще и в психофизических возможностях организма «пострадавшего»: насколько, как и за какой период выдержит такую крутую перестройку )? Поэтому эти «заблудшие» фактически кинуты на произвол судьбы. И статистика численности таких «проблемных» людей многократно занижена ( хотя специально и не считается ): разве может быть поголовное психологическое невежество в стране с поголовной грамотностью и через одного почти высшим образованием?! Все данные об этом получаются практически косвенно – по статистике детской и взрослой преступности и иным данным МВД, по медицинской статистике, по разнообразной статистике в школах и домах сирот, по статистике разводов и неполных семей. Цифры ужасающие не только по стране, но и по всему миру.

Вернуться к здоровью и радости, гармонии и счастью можно, но сложно. И у многих не хватает для этого ни сил, ни терпения, ни понимания того, что происходит. Не говоря уже о том, что и средств у таких людей хватает только на бутылку водки или на валидол и снотворное, поэтому и речи нет о том, что можно обратиться к дорогостоящим специалистам. Заболеть, или катиться вниз, проще, часто даже «сладко» бывает разлагаться, не думая о предстоящих страданиях и расплате. Спрятаться в «иллюзии» еще проще, и т.н. «общественное мнение» этому изо всех сил только способствует.

Да, действительно, зачем же говорить о трудностях? Их, выходит, и так много. Лучше поговорить о радостях. Ведь их так мало, или нет вообще! Настоящей-то радости. А если нет радости, давайте ее выдумаем! Представляете, какой «прекрасный» и «гуманный» порыв. Кто посмеет сказать против , раз хочется людям хорошего самочувствия (неважно, водка это или иллюзии)?! И т.д. А что легко приносит иллюзорную кратковременную радость и временное облегчение с последующим ухудшением, наверное, вы уже знаете.

Вернемся к нашему простому примеру. У вас гвоздь торчит в ботинке и больно впивается в пятку при каждом шаге, а вы радуетесь и внушаете себе, что все здорово и «никаких гвоздей», в смысле, что гвоздя нет. Авось поможет! Или принимаете обезболивающее, или перестаете наступать на эту ногу, или начинаете ходить с тросточкой, пока не остановитесь совсем … В от так создаются иллюзии и зависимости. Так растет клубок проблем ( например, образуется рана в пятке от гвоздя, произойдет заражение крови, гниение, гангрена, дальше операция, если еще не поздно и денег хватит …). Как это люди упорно не хотят понимать, что ничего нельзя сделать без расплаты или награды за это? Или они не знают, за что бывает вознаграждение ( в нашем случае, радость и счастье родительства ), а за что придется дорого расплачиваться ( здоровьем, тяжелой судьбой и трудными детьми, испорченными воспитанием )?

А что же с Радостью и Гармонией? А Радость и Гармония, если они даже были чуточку поначалу, при этом блекнут и тают. О Любви остаются лишь мечты и «сказки». И при этом нельзя даже зафиксироваться и остановиться: неуклонное сползание в трясину тягот и болезней продолжится. Клубок проблем будет только расти…

Давайте вместе попытаемся постепенно этот проблемный клубок распутать! Может быть, это предостережет вас от необдуманных действий. Может быть, это – через вас – поможет вашим близким и просто знакомым. В любом случае, нужно возвращать и возрождать хотя бы частицы той древней, давно утраченной воспитательной среды, когда у человеков не было таких проблем, и когда человеки были счастливы. Другого выхода у нас и нет. Давайте вместе сделаем это. И пусть и нам, и другим понятнее и легче, а значит, счастливее станет жить!

(из книги Команды ЗоВУ: «Родник Любви и радости» серии «XXI век и психология людей новой цивилизации»)

 

Эту книгу можно полностью прочитать на компакт-диске «Возрождение человека» - 2 и даже заказать

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат