Живая методика Родной Речи- Проекты | |
Страниц: 1
* 9 *
Кстати, в качестве дополнения, по цветовой ассоциации звуков речи есть интересные наблюдения. Тут очень много зависит, конечно, от индивидуальных особенностей и способностей «наблюдателя», но приблизительно можно сформулировать, исходя из обобщенных наблюдений разных исследователей, что ГОЛОСА РЕЧИ ИМЕЮТ И ЦВЕТ. В частности, есть такие данные, показывающие, как соотносятся чакры, звуки речи и цвета в области гласных:
7-я чакра - И – фиолетовый. 6-я чакра - Э – индиго. 5-я чакра - А – тон выше, чем на 4-м, голубой. 4-я чакра - А – зеленый. 3-я чакра - О – желтый. 2-я чакра - У – более высокий тон, оранжевый. 1-я чакра - У – глубокий низкий тон, красный.
Звуки А, И, Э – это как бы звуки «верхней» половины, а звуки О, У - «нижние». А вот звук Ы – и вовсе предстает как нечто «внутреннее, в плоть органично встроенное». Такая картина с гласными показывает их, гласных, как бы « чувственное восприятие » изнутри, как бы « энергетическое ». Но, надо заметить тут же, что эти вещи нельзя путать с внешним, визуальным восприятием цвета, которое тоже имеет место быть, но еще имеет и транскультурные особенности в разных местах и разных традициях. Но все равно, как сказал поэт А.Вознесенский, « мы видим звук ». К примеру, любопытные исследования были проведены Журавлевым А.П. (1974г.) по выяснению того, в каком цвете людьми воспринимаются буквы. Совсем другой подход в исследовании. И, естественно, у него получилась иная картина цветовых ассоциаций с гласными звуками. Понятно же, что внутренняя энергетическая структура и визуальное восприятие – это не одно и то же. У Журавлева А.П. гласные звуки получаются по цветам следующими:
И – синий, голубой (если И располагается в районе 7-й чакры, т.е. где-то «высоко», там, где люди обычно видят небо, то разве нужно удивляться тому, что И визуально кажется голубым?!). А – ярко-красный ( уровень 4-й чакры, сердечной, визуально ассоциируется с красным цветом, цветом крови ). Э – желто-зеленый ( визуально ассоциируется с потоком света, энергии, т.е. «солнечностью» 3-й чакры ). О – светло-желтый ( тоже визуально связан с энергией, светом, силой, т.е. опять же с «солнечностью» 3-й чакры ). У – сине-зеленый ( это визуально, хотя чувствуется на уровне 2-й чакры; это вот так полярно «отражаются», видимо, друг в друге 2-я и 6-я чакры ). (См. о смысловом соотношении между чакрами в главе «Живые сферы словообразования» во второй части нашего учебного пособия «Живой русский язык».) Ы – черный, темный ( визуально тоже остается «где-то внутри», где «темно »).
Но сказанное здесь о цветах звуков речи вовсе не означает, что все люди только вот так должны воспринимать звуки в цвете. Напоминаем, тут многое зависит как от особенностей восприятия, так и особенностей культуры и воспитания. Мы же привели здесь только известные примеры. На самом деле, в перспективе в этой области видится большое направление исследований для восстановления целостного восприятия мира. Не случайно еще издревле познание включало три компонента в единстве (именно в единстве, как одно целое!), например, в буддийской традиции Тибета, это - тело, речь и разум . Речь в этой целостности выполняет функцию как бы « посредника », « связующего звена » между телом (физикой) и разумом (психикой), когда звук не только считается, но и реально выступает созидательной силой, как это и было в живой Древности. Современное игнорирование этого фактора не отменяет природных необходимостей человеческой разумной вписанности в реальный мир. Вот почему нельзя обойтись в самосовершенствовании только сферой физики и/или психики, исключая Речь и Язык , иначе люди в очередной раз споткнутся об неполноту (т.е. неполноценность) получаемого знания. А значит, опять будут иллюзии познания и опять не будет у людей ожидаемого положительного практического эффекта.
(Алексей Нянин, март 2007г . – РИТМ, ЦСкА, Екатеринбург )
17.12.10 22:04 - Проекты|Живая методика Родной Речи » Практика русского языка и сравнительного языкознания в переходный период - 9 |Печать
Страниц: 1 Рекомендуем08.10.16 "Кореш" в русском языке
17.10.11 "...ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК..."
14.10.11 Сказки Золотого века
|