От «театрального» общения – к естественному! - Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях

- Проекты
Страниц: 1

 

Наталия ЗОРИНА

 

Отношения между людьми! Какие они сегодня? Да и есть ли вообще? Ведь все чаще и чаще эти важные отношения напоминают «театр одного актера». Люди сегодня даже в парах умудряются «общаться» лишь сами с собой, полностью выдумывая и партнера и все отношения с ним - с самого начала и до конца.

Насколько разумно называть подобную ситуацию «отношениями»? Ведь одиночество в наши дни носит просто катастрофический характер. И в силу этого многие стремятся хоть к какой-то иллюзии отношений и общения. Люди просто-напросто прячутся за любым водоворотом разнообразных «тусовок» - от собственного одиночества и фатальной всепоглощающей пустоты.

Словно в противовес этой сложившейся ситуации, общение и отношения в среде детей, оставшихся без попечения родителей, натуральные во всем. Там настолько правдивая и суровая атмосфера, что для фальши и «театральной» игры места, да и сил просто не остается. Дети вынуждены выживать и им совсем не до «спектаклей».

Оказавшись среди этих детей ты вдруг понимаешь, что среди них комфортно и легко. Суровая правда их жизни открыта и понятна. Они, ценя свою неповторимую индивидуальность, отстаивая ее порой самыми несоциальными средствами, ценят и уважают и других, их «территорию», принципы и особенности. А еще, в этом необычном мире есть место любви. Это редкое чудо поддерживают и берегут сверстники. Берегут с особым трепетом и интересом.

Вот реальная ситуация. Конец смены в лагере. Автобусы, прощание. Многие расстаются надолго, может быть, на целый год. А может и больше. Общая атмосфера складывается естественно таким образом, что все что-то делают, но не мешают паре, парню и девушке, которым нелегко расстаться. Их ждут два автобуса и еще много-много народу, которым тоже ехать. И все это бережно, естественно, без лишней суеты и акцентов. Это делают сами дети, а взрослые просто не вмешиваются. Естественно, влюбленные пары на особом счету. Но там достаточно уважительное отношение к любым парам.

Разумеется, без некой «театральности» и игры в любом общении не обойтись. Но театральность уместна во внешних взаимодействиях. Это разумно в обществе там, где отношения уходят далеко на второй план, либо отсутствуют вовсе. В этих отношениях основное место отведено форме и дежурной вежливости, так же, кстати, достаточно формальной. Но такой «театр» совершенно не подходит для внутреннего пользования. Не подходит лишь потому, что в принципе не предполагает личного отношения, настоящих чувств, переживаний.

Дети-сироты, оставшиеся один на один с миром, очень нуждаются в поддержке, понимании, личном. Вот и выходит, что им интересны, важны и нужны живые человеческие отношения, а не формальная и театральная социальная игра. Им нужно «внутреннее». Им нужно настоящее живое общение. И это совершенно естественно.

Например, в этой среде вдруг видишь совершенно естественные, непривычные для общества, отношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. В городе отношения заформализованы настолько, что доходит до цинизма. А тут вдруг видишь непроизвольную заботу мальчиков о девочках своего детского дома. Или наоборот, заботу девочек о мальчиках, без всякого принуждения к этому со стороны воспитателей. При этом происходит это тоже естественно, без путаницы и искажения половых ролей и функций…

Есть один немаловажный факт: теперь почти что общепринято разрисовывать все, что связано с жизнью детей-сирот, черными красками. Как правило, например, бытует жестко сформированное мнение, что детей бросили заведомо плохие родители. Ну, или другой вариант, что детей забрали у жутких родителей. Все одно. А заботливое государство и чуткие люди стараются им помогать, естественно, чем могут. Возможно, это нужно для примитивной пропаганды трагедий и столь же примитивной помощи таким детям. Чаще всего от них просто откупаются. Раз уж у них все так плохо, то должны радоваться тому, что дают, тому, что перепадает. Не сильно отличаются и установки воспитателей, педагогов этих детей. Они чаще всего так же слепо уверены, что спасают детей от плохих родителей и страшного мира.

Возможно, и я не была исключением. Мои представления о детях, оставшихся без попечения родителей, и их жизни не слишком сильно отличались от этого широко распространенного стереотипа. Но все изменилось самым серьезным образом после того, как я начала работать в этой сфере. Теперь я не только работаю с детьми-сиротами, помимо этого я еще веду семинары, мастер-классы для их воспитателей, руководителей кружков, тренеров.

Из множества взаимоотношений самых разных людей, о которых только что сказали, как о естественных, здесь даже складывается такая особенная среда, которую не всякий и выдержит, кто привык к формальным отношениям общества. Как правило, в этой среде остаются те педагоги, которые выдерживают суровые требования этой необычной детской среды. И тогда они здесь пользуются очень большим авторитетом. Разумеется, есть разные детские дома и разные коллективы. Но нормально существуют те, в которых среда общения складывается как в родовой общине. И авторитет успешного педагога здесь напоминает авторитет главы рода.

Все, что я увидела в процессе своей работы, меня поразило. Увиденное слишком сильно отличалось от общепринятого представления. Сравнив свой новый опыт и наблюдения с мнением людей, давно работающих в этой сфере, я поняла, что увиденное известно не только мне.

Да, мир этих детей не прост и, на первый взгляд, может даже отталкивать. В нем существуют свои законы и принципы. Но основной его особенностью является то, что в этом мире все по-настоящему, все всерьез. От этого все взаимодействующие с этим миром вынуждены подстраиваться под эти не всем привычные особенности. И именно этой «натуральностью» он оказывается намного естественней и ближе ко всему природному.

Представляете, здесь даже обычные среди мальчишек драки происходят без каких-то там цивилизованных искажений, чувствуется какое-то изначальное человеческое достоинство. Без смешения полов. Мальчики остаются мальчиками, девочки девочками. Самобытность каждого пола сохраняется естественней и натуральней, чем даже в считающейся «благополучной» части общества. А если команда в каком-либо состязании, то командная солидарность искренняя, настоящая. Там все эти отношения не выученные, а живые.

Говоря о ладе и естестве, много внимания мы уделяем практическому опыту людей, индивидуальным критериям как самым важным ориентирам на жизненном пути каждого. Поэтому происходящее в среде детей, оставшихся без попечения родителей, оказалось таким важным и интересным. Необычно и очень удивительно, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, сами находят или вырабатывают эти критерии и ориентиры. Они узнали жизнь без прикрас и лишних фантазий и именно в силу этого ближе к ладу, как способу жизни.

Нет смысла спорить о том, что проблем у этих детей много, но их проблемы имеют несколько иную природу, чем принято думать. Их «проблемы» чаще всего в «социализации». Многим известна искусственность современного общества, в которую невероятно сложно вписать естественные отношения и естественное поведение.

Мы привыкли считать «ненормальным» все, что связано с миром этих детей, считая нормальными только тех, кто растет в формально благополучных семьях. Но что есть современная «норма»? Ведь «нормальность» современного общества весьма условна и порой слишком эфемерна…

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2009.

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат