Непроизносимые согласные в корне - Живая Русская Грамота - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Живая Русская Грамота

- Проекты
Страниц: 1

 

В современной орфографии правило формулируется таким образом:

 

Для проверки непроизносимого согласного в корне нужно изменить или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый согласный слышался отчетливо:

здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), агентство (агенты), интендантский (интенданты), явственный (явный, явиться).

 

 

Для того чтобы не разрушился смысл слова, надо в целости сохранить его составные части (корень и т.д.) или слоги. Например:

Солнце – солнечный. Древняя смысловая расшифровка слова: «Со-Ла на Че» - в значении «общая среда, или энергия для человеков».

Сердце – сердечный. Древняя смысловая расшифровка слова: «Середа Че» - в значении «середина человека», при том, что Ц = Ч.

Поздний – опоздать. Древняя смысловая расшифровка слова: «По ЗаДа…» - в значении «по тому, что после имеющегося, данного…».

Грустный – грустить. Честный – честь.

В обоих случаях содержится в корне звукосочетание «ст», которое в древнем полнозвучии реконструируется в «СоТа» - в значении «сочетание, соединение твердое, устойчивое».

Видите, пропуск какой-либо буквы равнозначен потере древнего осмысленного слога, т.е. разрушению смысла слова.

 

А когда говорят об «исключениях», то в первую очередь вспоминается банальная фраза о том, что в русском языке исключений больше, чем правил. Это, конечно же, говорит о том, что полная формализация русского языка в принципе невозможна. Похоже, особенно наглядно это увидели сейчас, при попытке «компьютеризации» русского языка. Если в школе худо-бедно вытягивают на «троечника», на посредственность, то компьютерное «правописание» (или проверка правописания) и вовсе сталкивает людей на уровень бездумия (или слабоумия).

Во вторую очередь, сейчас нередко приходится сталкиваться с ограниченностью современного формального (знакового, плоского) подхода к объемному, многомерному Живому Русскому Языку, когда современное языкознание не в состоянии убедительно и логично объяснить даже некоторые простые явления, списывая их в разряд «исключений из правила».

Например:

Блеснуть (хотя блеск, блестеть), Плеснуть (хотя плескать), Лестница (хотя лесенка).

Так бывает, когда смыслы утрачиваются, а «необъяснимые» явления начинают объяснять «разрушениями» или искусственными обоснованиями. Например, говорят, что в подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных, типа: блес(т, к)нуть.

Но при этом не хотят подумать о древнем состоянии Языка, когда корни слов выделяли не формально, жестко, однозначно, а очень гибко, по смыслу, с учетом объема контекста.

Поэтому речь нужно вести не об «упрощении групп согласных», а о разном смысловом наполнении слова в контексте.

К примеру, если «ЛеСъ» - это, по смыслу составляющих слово звуков речи, «гармоничная структура восходящей энергии». А вот «Бъ-Лесъ-Тъ» - это «устойчиво во все стороны направленный ЛеС», т.е. светящийся, сияющий. Когда Т меняется на К, получается «Блес-Къ» (в конце редуцированный звук О), т.е. «светящаяся оболочка ЛеСа» или его сияние.

Такие же смысловые нюансы, уместные каждый в своем месте по смыслу, в случае: Плеснуть (модель древней формы «По- Лес-Н…») и ПлескПо- Лес-Ко»).

Точно так же в случае Лестница и Лесенка разговор пойдет не о «чередовании» «С – СТ» или упрощении, а о том, что современный русский язык утратил древний смысл слова «Лес». Лес – это не «земля, заросшая деревьями», как считается в современном словаре, а прежде всего, по смыслу, «восходящие энергии». Именно поэтому в сказках для перехода в другой мир поднимались по «мировому древу» или просто «высокому, до самого неба, дереву», т.е. «восходили по лесу», отсюда и «лестница (или лествица)», отсюда же и «лесина (или лесенка)». С разными смысловыми нюансами.

В итоге, выходит, что к формальному правилу о непроизносимых согласных в словах, по недоразумению «привесили в нагрузку» или чтобы нарочно запутывать (чтоб было где недоумевать и спотыкаться ищущим смысл школярам, не понимающим, чего хотят от них учителя!) «исключения», которые к рассматриваемому правилу никакого отношения не имеют.

 

Кстати говоря, такая же ситуация со словами: лосниться и лоск, кануть и капнуть, сгинуть и гибнуть.

Их нельзя рассматривать в рамках одного правила с непроизносимыми согласными звуками.

Но обосновывать подробно каждый случай, как проделали свыше, уже нет особой необходимости. Понятно и без этого.

Плохо только, что современный формальный (бессодержательный или бессмысленный) подход порождает бездумное отношение к письму, т.е. когда немало школьников и выпускников школ непроизносимые согласные ищут там, где их нет и не может быть, например, в таких словах, как:

чудесный (чудесен), опасный (опасен), прекрасный (прекрасен), вкусный (вкусен)…

Статистически чаще ошибаются в словах: чествовать (честь), участвовать (участие)…

 

А вот случаи с иностранными словами предлагается просто запомнить:

дерматин, инцидент, прецедент, трансцендентальный…

Хотя они тоже объяснимы по смыслу, мы стараемся уделять внимание преимущественно словам и написаниям Живого Русского Языка.

 

Теперь о различении кажущихся в произношении похожими слов, у которых разное происхождение и смысл:

 

ровесник

(от слова ровесный – диал. «одинаковый», от рово – «временная мера», имевшего в косвенных падежах наращение -ес-). Или же иначе, «Рово Вес» как «равный вес», как бы сбалансированный, равновесный.

сверстник

(от др.-русск. съвьрстьныи – «одинаковый по длине, возрасту», которое восходит к общеслав. верста – «мера длины», с помощью суффикса -ИК – совр. -НИК). Иначе: «с Версты» - т.е. тот, с кем пройдено одинаковое расстояние.

яства

(«разнообразные кушанья» – устар.; образовано с помощью суффикса -ТВ- от Ясти с корнем: Яс-);

явственный

(от Явь, Явиться с помощью суффикса –СТВ-; ср. также с родственными: явный, явление)

участвовать

(«сотрудничать в чём-либо»; ср.: составная часть). Здесь корень: часть, далее суффикс –ВОВА-.

чувствовать

(«способность ощущать, испытывать внешние воздействия»). Здесь корень Чув-; далее суффикс –СТВ-.

шествовать

(«торжественно идти»). Здесь корень: шест, далее суффикс –ВОВА-. Отсюда же шествие, путешествие с суф. –В-.

шефствовать

(«оказывать помощь, быть шефом»); от слова Шеф (франц. Chef, или англ. chief). Отсюда же шефство с суф. –СТВ-.

косный

(от Косой: «тяготеющий к старому, привычному»: косный чиновник). Корень Кос- и суф. –Н-.

костный

(от Кость: костный мозг, костная ткань). Корень Кост- и суф. –Н-.

 

В этих примерах нужно видеть, прежде всего, состав слов (корень и т.д.)!

Ну и несколько примеров с иностранными словами:

 

норманнский

(от норманны)

нормандский

(от Нормандия)

констатация

(«установление несомненности существования чего-либо»)

константа

(«постоянная величина»)

эскалатор

(«движущаяся лестница»)

экскаватор

(«землеройная машина»)

 

И, напоследок, о еще одном случае, в котором часто допускают ошибку, не замечая ни формального состава слова, ни смысла слова:

 

искусный

(«умелый, умело сделанный»). Корень Искус- и суффикс –Н-.

искусственный

(«неприродный, неестественный; притворный, неискренний»). Корень Искус- и суффикс –СТВ-.

 

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат