Как

Творчество

- Проекты
Страниц: 1

 

3-я стр. работы по творчеству В.Крапивина

·Уроки творчества:

 

Представляем вашему вниманию фрагмент из работы «ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.)» 1989 года.

Вернее продолжаем, потому что до этого части этой работы публиковались в журнале «ЗОВУ РИТМ» в номерах за март, апрель и май 2009 года, но в связи с вопросами воспитания детей, о чем говорят даже названия публикаций: «Человечное воспитание: от А.Макаренко до В.Крапивина», «Намордники для всех обязательны, или конфликт подростка со средой», «Всадники успевают не всегда, или внутренний мир подростка».

Сегодня же касаемся этой работы в связи с вопросом, КАК ДЕЛАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА, такая литература, которую читают взахлеб, почитают, как классику, и по которой снимают кинофильмы. В упомянутой литературоведческой работе, созданной в свое время как дипломный проект, есть фрагмент, который так и называется: «СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ».

Кстати, интересующиеся могут заказать у нас и всю эту работу в целом по творчеству В.Крапивина. Она вовсе не устарела, а наоборот, в связи с (условно говоря) некоторым или частичным «возвратом» общества к актуальным проблемам «советского прошлого», обретает второе дыхание в вопросах обучения и воспитания детей, а также качественной литературы для детей и взрослых. Итак, смотрите!

От редакции

 

(Средства изображения характеров)

 

…Именно его романтический реализм выделяет В.Крапивина среди писателей детской темы. Поэтому он и не вписывается в общее русло и идёт в литературе как бы особняком, как в своё время А.Грин. Выбранный им метод обусловливает и своеобразный отбор изобразительных средств.

Романтически обострённое восприятие не позволяет сглаживать острые углы детских конфликтов. Крапивинская проблематика достаточно актуальна для детей и взрослых, особенно в аспекте нравственно-эстетическом. Писателю важно показать положительного героя наших дней, поддержать честь подростков. В борьбе старого и нового он противопоставляет несправедливости и косности человечность. Всем ходом рассказа стремится передать победу добра и правды, непременно доводя сюжет до счастливой развязки, хотя иногда это не совсем уместно и оправданно. Писателем подвергается нелицеприятной критике ложно-педагогическая мораль в школе и семье.

В силу этого сюжеты В.Крапивина, как правило, строятся на конфликте добра и справедливости с косной средой, с обывателями. Для него важно оградить детскую высокую мечту от грязных равнодушных рук. Его занимают острые нравственные проблемы, поиски новых форм человеческого общежития, взаимоотношений взрослых и детей, детского общения. Автором правдиво отражается эволюция мечты подростка: от игры и фантазии к реальности; переход позиции, занятой в игре (сказке), в реальную жизненную позицию.

Внешне всё обыденно. События происходят в обычном пионерском лагере, по пути в город, а затем в городе. В течение года. И события вовсе не значительные. Разве мало сбегающих из летних пионерских лагерей? Мало что ли наблюдаем детские драки? Ну а в школе встречаются ситуации похлеще, чем в книгах Крапивина. Однако мастерство писателя эти обыденные картины превращает в яркие обстоятельства жизни, носящие принципиальный характер, связывает их стройной композицией в единое целое. Конечно, определённая авторская заданность ощущается, но динамичность развития действия сглаживает эту искусственность. Да и основное течение повествования, в сущности, находится не на событийном уровне, хотя это и важно для детского восприятия, а на большей глубине, на нравственно-психологическом уровне.

Весь сюжетно-композиционный строй трилогии приподнят романтическим пафосом. Он проявляется не только в особенностях восприятия мира героями повестей и самого автора, но и в переплетении элементов ребячьей фантазии с реальностью, проникновением сказочных мотивов в судьбы реальных подростков. Писатель не ограничивается только этим. Ему важно наверняка задеть романтическую струнку в читательской душе. В связи с этим и появляется вынесенная ещё из детских мечтаний атрибутика, и через неё приближается вплотную, становится осязаемой романтическая символика. Здесь и напряжённо тревожный или торжественный рокот барабанов, и протяжные звуки горнов, и гордый рыцарский дух вновь установленных ритуалов, основанных на принципах справедливости и уважения, чести и достоинства, ритуалов, освящённых холодновато строгим блеском шпаг, готовых к применению в горячей схватке за эти принципы человечности. Уже в этом произведении берёт начало развёрнутая впоследствии (в других повестях) в целостную концепцию идея, состоящая в том, что спасение человечества - в детях: дети спасут мир. В названии трилогии символически отражена именно это идея: «МАЛЬЧИК» со «ШПАГОЙ».

Клуб «Эспада» тоже не совсем клуб для подросткового времяпрепровождения, а сплочённый коллектив со строгой сознательной дисциплиной, ни в какое сравнение не идущей с порядками в описанном в первой повести пионерском лагере «Смена». Писатель сознательно противопоставляет дискредитировавшему себя заформализованному пионерскому движению живое, сплочённое общими интересами, неформальное объединение. Вроде бы та же атрибутика: горн, барабаны, звенья, отряд... Но какой высокий и желанный смысл они здесь приобретают! Какое нравственное содержание! Какая честь носить звание капитана или командора, иметь свою эмблему! Что по сравнению с ними сухое, казённо-бюрократическое сочетание: «председатель совета отряда»? А в слове «дружина», в применении к пионерам, совершенно не чувствуется его изначальный смысл. Нашим ребячьим группам в школе пока действительно больше соответствует слово-штамп «организация». Очень верно подмечено и официально закреплено!

У В.Крапивина и в жизни иначе: «Каравелла». И в трилогии - клуб «Эспада». Но не ради экзотики взяты испанские слова, нити гораздо прочнее, и тянутся от Серёжи Каховского, от наших детей, к подросткам в других странах. Серёжа и Генка часто думают о чилийском мальчике с испанским именем Алехандро Альварес Риос, которому грозят фашистские пули. И «Гренада», и всадники, и многие другие «экзотизмы» имеют глубокий идейный смысл: словно лёгкие краски под тонной кистью художника, они оживляют, расцвечивают, возвышают и картину жизни, и восприятие этой картины читателем.

Однако мы здесь вплотную подошли к поэтике особой, к поэтике имён, которую писатель тоже использует наряду с цветным изображением и музыкальностью повествования для выражения своего отношения, своей оценки происходящему. Для примера возьмём несколько «говорящих» фамилий героев, которые достаточно выразительно иллюстрируют позицию автора.

В первую очередь, разумеется, «Каховский». Фамилия досталась Сергею, через отца, от деда, участника гражданской войны. Кроме того, эту же фамилию носил известный декабрист. Из юности революции и краснозвёздные всадники со шпагами, о которых Серёжа сочинил свою сказку, сыгравшую в его жизни, быть может, решающую роль на пути к своему «звёздному часу», как поворотный пункт в становлении характера. Будто в крови у него боевитость и мужество предков, героев Каховки. Даже через такие вот «мелкие» детали автор подчёркивает свою центральную мысль - мысль о преемственности мужества.

Давая журналисту Алексею Борисовичу самую распространённую фамилию - Иванов, писатель, конечно, лукавит со своим хотением видеть очень много таких же добрых и умных воспитателей, понимающих детство. Но он прав в том отношении, что мудрая их доброта тоже преемственна, идёт из глубин веков, как дошли до нас известные сказки об Иванушке.

«Говорят» у В.Крапивина и фамилии отрицательных героев: Совков, который, как «совок», гребёт всё под себя, везде ищет свою выгоду. Его же «суют» куда надо и не надо, как номенклатурного управленца - то он заведующий овощной базой, то начальник пионерского лагеря. Основная его черта характера – «соваться» не в своё дело, как в своё, казаться компетентным во всем.

Ну а в фамилии «Дзыкин» слышится лишь ничего не выражающий для обычного читателя пустой звук, как и убогая душа его носителя - типичнейшего обывателя.

Как правило, героям В.Крапивина свойственна необыкновенная близость к природе, слиянность с ней, впрочем как и самому автору. Это умение по-детски слушать и видеть природу тоже имеет важное значение в раскрытии характеров. Через такие вот описания, через видение героем внешнего мира писатель передаёт его внутреннее состояние:

«Серёжа украдкой глянул в окно. Солнечная щель была теперь оранжевая, по ней, как по огненной дороге, летели маленькие облачка, похожие на кавалеристов с бурками. Они словно шли в атаку на непогоду…»

Или там же:

«Циклон уходил. Тёмные облака откатывались к югу ряд за рядом. Они были похожи на армию, которая отступает, хотя ещё не совсем разбита. К полудню синими проблесками стало мелькать небо, а потом в широкий разрыв пушечным ядром вылетело раскалённое солнце, и красный столбик термометра, салютуя, взлетел на девять делений...»

Дети находятся к природе ближе, чем все взрослые. И всё доброе тоже изначально стремится в лоно матери-природы. Удивительна трогательная простота взгляда на мир глазами ребёнка, подростка, свойственная В.Крапивину.

У него свой голос, свой стиль. С учётом его мастерства рассказчика получается трудно передаваемая необычная авторская интонация. Язык писателя точен, скуп, образен. В произведениях Гайдара отмечаются народные истоки детской речи. Несмотря на городскую упрощённо-усредненную языковую среду, такую же приближённость к народнопоэтическому языку сквозь призму детского романтического мировосприятия можно обнаружить и у В.Крапивина. Мы отнюдь не разделяем упрёков в адрес писателя в «консерватизме» языка, образного слова (Разумихин А. Правило без исключений. // Урал. 1982. №8.).

Манера рассказа лёгкая, лиричная, раздумчивая, с характерным для него доверительным тоном. Эта простота изложения покоряет настроением, радостной светлой тональностью. Иногда у писателя «заговаривают» даже знаки препинания. Но простота не мешает глубоко залегающему пласту психологического подтекста, напряжённого внутреннего действия…

Алексей НЯНИН (фрагмент работы «ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.)» 1989 года)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2016

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат