Родные боги в русском языке - 3 - Новые материалы о праздниках - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Новые материалы о праздниках

- Проекты
Страница проекта - Банк поздравлений
Страниц: 1

 

Продолжаем публикацию статей Андрея Геннадьевича Резункова. Начало см. в 3, 5, 7, 11-м номерах журнала за этот год. Окончание публикации. Начало см. в 11-12- м номерах 2010г.

От редакции

 

Резунков А.Г.,

доктор философии, член Русского Географического общества, руководитель общины «Крина», разработчик календарной системы «Коловорот»

 

 

Хороши хороводы, Хорса хранящие

 

Летнее Солнце – оно гор ячее, жар кое, на гор е, на вершине, на макушке, от него просто хоро шо. Как выразить это всё одним словом? Хорс ! Имя солнечного бога прочно живёт в современном русском языке. Попробуйте определить, что такое хоро шо. Это так же трудно сделать, как определить, что такое Солнце. Даль выводит слово “ хоро шо ” от “ краса , краше , кор аше ” – но ведь это тоже определение Солнца: красно Солнышко, красивое. А гар на д i вица или гар н i й 17 хлопец – от них так и пышет красотой, здоровьем, жизненной силой. Многие кра ски имеют «солнечные» оттенки – кра сный, жёл тый, зол отой, ор анжевый, кар мин, охра . Последняя в современном цвете выглядит скорее тускло 18 , чем ярко. Но название у неё ёмкое, выразительное.

Солнце хор овито. В этом старинном слове заключено, по крайней мере, два значения: хорошо и хранить ( авест . haur vaiti – “стережёт”, отсюда хор бат – хра нитель огня в авестийском хра ме). Кстати, само слово хра м ( хоро мы) того же корня. Хоромы – это строение, где мы можем с хор ониться от непогоды, неприятеля, дикого зверя. Есть у нас и другая защита – хор угвь (хоруг, корогва, корогьвь) – это знамя, на котором раньше вышивали солярные знаки, а затем – иконы.

Основной энергетический центр человека, находящийся как раз в подреберной области, называется солнечное сплетение или хар а. Хара ктер 19 является как раз мерой проявления этой энергии, а зна хар ь, это тот, кто знает, как управлять этой энергией и как её восстанавливать. Можно предположить, что хра брый ( хоро брый) человек обладает развитым центром хара .

Обрядовым действием, посвящённым Хорсу, является хоровод (он же харагодъ или карагодъ ). Хор – это и круг (в словаре Даля есть слово хоро графия – описание области, округа, места) 20 , и собрание певчих для согласованного пения 21 , и групповой танец 22 . Хороводы играют или водят от первых тёплых дней до Покрова, то есть до первого снега. Хороводят вокруг костра или на поляне, в полдень, на восходе или на закате Солнца. Как правило, для хоровода встают в круг, взявшись за руки или положив руки на плечи соседям. Мужчины или юноши чередуются с женщинами и девушками. Хороводный шаг медленный, плавный с подражанием в движении словам хороводной песни. Хороводные песни протяжные, часто многоголосые. Правильно сорганизованный хоровод – это когда движения людей и их пение сливаются воедино, в общий натянутый, звенящий круг, который вздымается в общем порыве к Солнцу-Хорсу. Из этого хоровода уходит всё чуждое, лишнее, инородное и поток чистой энергии изливается как жертвоприношение богам.

Славянский Хорс также не одинок в мифологическом мире 23 . Обычно его сравнивают с египетским Хором 24 (Гором), что в переводе значит высота, небо . Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола или Солнца с крыльями. Сокол – солнечная птица, она летает со коло м, то есть с Солнцем. Авестийское " hvar na " – сияющее солнце. А хур ы ( иранская мифология ) – божественные сущности, боровшиеся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы и зла. Корос греческий бог света. По-персидски солнце называется кор шид. Хор муста – в мифологии монгольских народов верховное небесное божество. Хора лдар ( осетинская мифология ) – небожитель, божество урожая. Но в египетской мифологии присутствует Хат хор (букв. «дом Гора», т.е. «небо») – богиня неба, небесная корова, родившая Солнце. Интересно, что в греческой мифологии Горы , дочери Зевса и Фемиды - богини времён года, покровительницы урожая и живительных сил природы: это божество роста - Ауксо, цветения - Талло и зрелого плода - Карпо. Они упорядочивают жизнь человека, вносят в неё установленную ритмичность, наблюдают за её закономерным течением. А Хариты , дочери Зевса и Эвриномы (по другой версии – Гелиоса и Эглы) – благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни: сияющая Аглая, благомыслящая Евфросина и цветущая Талия 25 .

Напрашивается и параллель с греческим Хроносом ( z o n o r C ), богом времени, которого народная этимология сблизила с Кроносом (К z o n o r ), одним из титанов, отцом Зевса. В Греции отмечались кронии , праздник начала нового года, на котором господа и слуги менялись обязанностями и воцарялось безудержное веселие.

Наверное, неслучайно имя Хорса созвучно с хоро нением. Харон – перевозчик мёртвых в аид ( греческая мифология ). Хорон ( западносемитская мифология ) – бог подземного мира, защитник царской власти, изображается в виде коршуна. Русская Карна ( карити – оплакивать) провожает героев в последний путь. Харги ( тунгусо-маньчжурская мифология ) – хозяин нижнего мира, отвозит души умерших в мир мёртвых. Хара Суорун ( якутская мифология ) – чёрный ворон, дух-покровитель. В русском обычае на колядки на лицо одевают маски- хари , чтобы защититься от злого воздействия. Может быть, не лишено здравого смысла предположение, что кар навал, кара нтин, кара ул имеют общее корневое и смысловое значение.

Известен славянский народ – хор ваты . И кар пы , ранее проживающие в Кар патах . В Чехии есть область – Char vaty . Под Киевом есть гора Хор ивица ( др-рус . Хор евица , Хор ива ). Легендарный Хорив, брат Кия и Щека также связан с Киевом.

 

 

Дажбо - то, что бог даёт

 

Дати , дать - вручить, предоставить, ссудить, снабдить, даровать, позволить. Общеславянский корень * dati , инд-евр . - * do -, * d э : латин . do и греч . i m o d i d - даю, авест . dadaiti и др.-инд . dadati - даёт.

У Срезневского:

дать слово - обещать и отвечать за данное слово;

дать славу - восславить, возблагодарить;

дать суд - дать право на суд и разрешить тяжбу;

дать правду - разобрать дело, судить;

дать правду или вину - оправдать или обвинить;

дать мзду - подкупить.

В.Даль добавляет: дать руку - поручиться; дать знать - известить; дать дорогу, место - посторониться; дать хлеба - дать средства жить.

Дан ие, дав ание, даян ие, дат ьё бывает различным. Дажба или дажбо - то, что бог даёт. Дача - то, что вы даё тся в виде жалования, содержания, пайки ( по дач ки ) или даже надела земли (отсюда дач ные участки ). Дань - по дат ь , то, что положено от дат ь повелителю (отсюда под дан ные - те, кто от даю т по дат ь и дан ники , платящие дань ).

Общеславянский корень bogъ и индоевропейский корень bhag- - “наделять”, “раздавать” близка к древнеиранскому, авестийскому baga- - “участь”, “судьба” и санскритскому bhaga - “счастье”, “благополучие”, “красота”, “любовь”. В современном хинди бхаги означает счастье. Когда что-то удаётся, мы говорим «Слава богу!», тем самым, порою неосознанно, славим Бога. Если нас ожидает некое дело с сомнительным исходом, мы говорим: «Ну, дай бог!» или «С богом!». А если мы с чем-то не согласны или хотим чего-то избежать, говорим: «Упаси боже!», «Не дай бог!», «Побойся бога!», «Избави бог!». Когда же надо заручиться поддержкой, восклицаем: «Ей богу!» или «Видит бог!». И снова обращаемся к высшей инстанции - божимся , в надежде на её помощь и опору.

Восточнославянский Даждьбог, он же Дажьбог или Дажбо - “бог дающий”. Это та ипостась единого Бога, что даёт нам Благо, является конкретным носителем счастья. В «Слове о полку Игореве» автор называет русских людей Дажьбожьими внуками. Русский человек испокон веков считал себя не рабом божьим, а сыном, внуком божьим, частью бога - и это ему всегда придавало сил.

В южнославянской мифологии Дабог – «царь на земле», противопоставляемый богу на небе. У западных славян – Dacbog . Дакша – в ведийской и индуистской мифологии отождествляется с отцом богов (греческая мифология сохранила имя Даная – сына царя Египта Бела, который, как и Дакша, является отцом 50 дочерей). Примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити 26 и он же родил Адити . Дакшина , в Ригведе представляется как богиня, несущая дары и богатства. Её имя восходит к древнему индоевропейскому обозначению правого (ср. авест . dasina , литов . desinas , слав . desn ъ , греч . z o r e t i z e d , лат . dexter , др.-кельт . dess и др .), означает овеществлённый символ благоприятной стороны в виде конкретного дара и даже ритуал, связываемый с ним. В кельтской мифологии Дагда ( Dagda ) – хороший, добрый бог, хозяин котла изобилия и Дану ( Danu ) – мать-прародительница богов. Дагон ( финик .), Даган ( западносим .) – покровитель земледелия, податель пищи. Дардан – сын Зевса и плеяды Електры, предок – прародителя римлян. 27

 

 

Кощуны Кащея Бессмертного

 

При имени Кощей или Кащей в нашем представлении возникает образ мрачного тощего старика, злого чародея с длинной седой бородой, который над златом чахнет в своём потайном жилище на краю света. Из сказок мы знаем, что он бессмертный, но смерть его спрятана в несколько вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт. В сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощеева».

В Словаре В.Даля «КАЩЕЙ – сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилаг. бессмертный , вероятно от слова кастить 28 , но переделано в кощей, от кости , означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною. Кащей – сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) в семь сажен.»

Иванов и Топоров 29 выводят имя из тюркского kosci пленник , подтверждая древность мотива его наличием в русских заговорах и хеттских обрядовых текстах. Фасмер 30 кроме рассмотренных вариантов ещё предлагает кош лагерь, стоянка , и костить бранить . В словаре Аванесова, составленного по летописям XI - XIV вв. « кощь тонкий, худой ; кощей раб или слуга, ухаживающий за лошадьми (?)» 31 .

Не менее интересно другое гнездо 32 : кощуна = коштяна = коштюна басня, вздор ; кощунование = коштунование россказни ; кущение поругание, насмешка . Немного другой оттенок даёт Аванесов: кощоуна сказка, басня, легенда, предание, сказание ; лицедейство, представление 33 ; кощоуньникъ тот, кто ведёт пустые праздные разговоры, болтун, лицедей, скоморох ; коущьникъ актёр . У Даля: « Кощунить или кощунствовать , насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить». Если со всего этого сбросить налёт непримиримой борьбы христианства с “языческими” проявлениями во всём, то можно догадаться, что кощуны есть та самая «сказка, которая ложь, да в ней намёк…».

Так кто же такой Кащей бессмертный – отвратительный злодей или хранитель-благодетель? Алексей Андреев, современный этнопсихолог, на своих занятиях называл его подземным Солнцем, Солнцем, уходящим за горизонт. Тогда становится понятным, почему его называют пленником, узником, почему он хранитель богатств, которые уносит с собой в котомках и кошёлках. Кощея называют хранителем жребия. Конечно – сохранится урожай, все будут сыты, довольны, а нет – затягивай посильней пояса, голодная година пришла.

***

Мы рассмотрели далеко не всех славянских богов – их гораздо больше. Но какое бы у них не было имя – простое или сложное – оно имеет конкретный след в русском языке. И этот след дорожками и тропинками уходит в языки других народов, сближая, объединяя их.

(г.Санкт-Петербург)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2011г.

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат