Блеск и нищета порока - Наши первые статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Наши первые статьи

- Проекты
Страниц: 1

 

Блеск и нищета порока

ПОРОК - недостаток, который может быть привычным или предосудительным, смешным или позорным, распространенным или скрываемым, самодовольным или трусливым... Понимаемый как отклонение от нормы, целиком и полностью зависит от определения нормы, как бы хороша или плоха она ни была. В высокодуховной среде под пороком понимают одно, в низкой бессознательной среде - совсем другое. И то, и другое может быть не понято “средним умом”.

Поэтому, как это ни прискорбно, приходится начать издалека.

* * *

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - это на практике непроизвольное и безотчетное, автоматическое или механическое существование, когда очевидное сливается с переживаниями, отношение к миру сознанием не контролируется. Обычно оно выступает в форме “сверх-я” (Супер-эго) и навязывает поведение, влияя даже на процессы осмысления мира и себя в этом мире привносимыми стандартами мышления и мировосприятия. Частая путаница в разграничении “Я” (эго) и “сверх-Я”, сознания и “сверхсознания” (все равно, что “бессознания”, лишь бы специалисты-рационалисты не спутали в данном случае с другой частью психики - “Ид”) возникает потому, что все нормы социального бессознательного (супер-эго) интеллектуализированы и рационализированы. И самой личности очень трудно разграничить, где она самостоятельна и мыслит сознательно, а где зависима и механически воспроизводит нормы бессознательного. Процессы “логического” суждения и в том, и другом случае строятся по одним и тем же алгоритмам.

Практика показывает, что сегодня “среднестатистическая” личность большей частью существует под тотальным контролем социального бессознательного, как результатом воспитания и социализации, традиций и привычек, шаблонов и стереотипов, законов и запретов, социальных мифов и фантомов, определенной жутко уродливой системой убеждений и знаний. Собственно сознание включается только при спонтанном творческом мышлении. А это практически означает следующее:

- в каждый данный момент ты бессознателен, пока не думаешь, не мыслишь;

- ты бессознателен, какие бы мудрости в тебя не были вложены, если нет мысленного творчества, а в основном идет прием и переработка, потребление и повторение давно усвоенного.

Если ты не знаешь свое “Я”, ты бессознательное существо и тобой вообще неизвестно какие силы играют. Ты не знаешь их происхождения и все сваливаешь на привычные формулы “объективного”. Если не отдавать себе отчета в происхождении той или иной информации или явления, что же они с тобой сделают? Куда заведут? И выберешься ли потом обратно?

* * *

В океане психики есть только тоненький “луч” осознавания (внимания, воли), затерянно блуждающий в пространствах других, в данный момент не осознаваемых структур и зон. В какой момент в какой зоне психики застревает этот “луч”, так ты и будешь думать и делать, понимать реальность и иметь соответствующее миропредставление. Вот почему обычный ум так ограничен и его надо расширять и углублять. Ограниченный ум порождает “чудовищ”, и очевидность - одно из них.

* * *

ОГРАНИЧЕННЫЙ УМ - с точки зрения психологии и психиатрии, это УМСТВЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОРОК.

ПОРОЧНЫЙ УМ СТРОИТ ПОРОЧНЫЙ МИР. В ПОРОЧНОМ МИРЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ.

Порочный ум обладает лишь ограниченным кругозором и никогда не видит всей картины жизни. Он даже не понимает, что является не “венцом” творения, а всего лишь одним из звеньев всеобщей ментальной структуры мироздания, со строго заданной функцией, за пределы которой пороку не дано выйти.

ЕДИНСТВЕННО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ПУТЬ УМА - ЭТО УСТРЕМЛЕННОСТЬ К НЕПОРОЧНОСТИ.

* * *

Порочный ум в меру собственных способностей может описывать нижестоящие уровни сознательности, силу и слабость миропорядка неразвитых обществ, племен и примитивных социальных групп.

Порочный ум может создавать множество наук, ни одна из которых не выходит за пределы возможностей порочного ума. А находясь внутри порочной системы, нельзя понять, что она порочна. Как люди примитивных обществ и групп не осознают порочности своего ума и образа жизни, так и наш хваленый интеллект, со всеми его научными достижениями, не сознает своей порочности.

ПОРОК НЕ СОЗНАЕТ СЕБЯ ПОРОКОМ. ПОРОК ВСЕГДА БЕССОЗНАТЕЛЕН.

* * *

Для порочного ума все, что лежит выше его разумения: “не имеет основания”, “выдумки”, непонятные “сказки”, “мистика”, “фокусы” и пр. Это так явственно замечают в людях те, кто порой приоткрывает для себя так называемый “невидимый мир”. Но нет предела для мысли, и познающему, открытому для познания, дорога “вверх” тоже открыта. Только открытое мышление и восприятие, только развивающееся сознание обозначит твой индивидуальный путь к счастью.

Нельзя пренебрегать и “порочным” знанием. Потому что назначение и смысл порочного ума - в создании для людей невыносимых условий существования, чтобы они долго не задерживались в “этом” мире, а шли, выполнив свою человеческую миссию, дальше и “вверх”. У тебя не такой уж широкий выбор, как иногда кажется. Словно в сказке, ты стоишь на распутье дорог, перед тремя направлениями:

1) либо опускаться (личностно деградировать),

2) либо удержаться на уровне (смиренно ориентироваться на обывательское приятие всех препон этого мира),

3) либо возвышаться (развиваться самостоятельно для открытия новых горизонтов познания и счастья).

* * *

Цивилизация заинтересована в том, чтобы ты не “выпадал” из системы ни “вверх”, ни “вниз”. Обществу нужен примерный гражданин, социально функционирующий обыватель. Индивидуальный интерес опасен для общества. Общество делает то, что нужно обществу, а не тебе лично.

Если ты хочешь делать то, что нужно тебе, продвигайся к самостоятельности. Разумеется, целесообразно делать это социально безопасными путями. Иначе общество найдет возможность “поставить на место” строптивого.

Обычно общество не мешает “потихонечку” продвигаться “вверх”. Это помогает удержаться на плаву обществу в целом. Общество больше пытается удержать тех, кто падает “вниз”, ведет асоциальный образ жизни и подрывает тем самым устои общества. Но тем не менее любое общество заканчивает свой путь в пороке, тысячелетиями не имея возможности давать людям приемлемый выбор и перспективу. Возможности общества и “среднего” ума ограничены собственным пороком.

* * *

Самый легкий, самый примитивный жизненный путь не принуждает думать или делать, кроме как страдать, когда о счастье не может быть и речи. Ученые давно уже выяснили и описали: ЧЕМ ПРИМИТИВНЕЕ ОБЩЕНИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОБЩАЮЩИЕСЯ НАПОМИНАЮТ СТАЮ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Так образуются примитивные социальные группы и сообщества, как бы красиво они сами себя не называли.

ПРИМИТИВНЫЕ ГРУППЫ очень жестки и “материальны”, с самым что ни есть вульгарным “материализмом”. Они все похожи и всегда строятся по одной и той же схеме, по одним и тем же правилам, которые жестко заданы (и давно уже описаны). Внутри примитивной группы существуют закрепленные “роли”, неизменные, как бы они при этом ни назывались (“этикетка” или “вывеска” не имеют значения): главарь и авторитет, ведомые и забитые… …Такая ГРУППА держится на примитивной бессознательности и изгоняет непримитивных и сознательных. Все отношения регулируются неписаными “ЗАКОНАМИ”, которым подчиняются все, от главаря до забитого. Без них группа распадается. Вот лишь некоторые из таких “законов”:

1) любыми средствами показывать свое превосходство над другим,

2) но только тем, кто ниже по социальной ступени,

3) выдвигаются те, кто безнаказанно демонстрирует свою силу среди равных и тех, кто ниже,

4) правило “козла отпущения”, находить виноватого для успокоения всех…

* * *

Риск и опасность оказаться “внизу” стоит перед каждым. Это вытекает непосредственно из психологического закона: ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, НАДО ДВИГАТЬСЯ; ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД, НАДО ДВИГАТЬСЯ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ. Вот почему, даже будучи средним “нормальным” и законопослушным гражданином, обязательно придется прилагать усилия, следуя за общественными переменами, приспосабливаясь к ним и занимаясь в какой-то степени самосовершенствованием: учебой, работой, самовоспитанием и повышением своего культурного уровня. Иначе неумолимо скатишься вниз, к примитивным реакциям, как бы “культурно и образованно” при этом ни реагировал.

* * *

“Серединный” цивилизованный мир не имеет подлинных смыслов понятий “разум” и “человек”. Социальное бессознательное закрепляет их за “интеллектуальным существом и превращает в обычный стандарт или штамп. Что толку теперь говорить, что разум - это единый ум, а человек - вечная мысль, когда и последующие слова искажены определениями до неузнаваемости. Социальная традиция затуманивает пробуждающееся сознание каждого интеллектуальными штампами, называя их “высшими наградами” за служение социальности в любой форме: ты - “личность”, “человек разумный”, “венец творения”! Все твое - здесь! Тебе некуда больше стремиться! Понятно? Никаких тебе других миров и сознаний!

Все “прелести” порочного ума проистекают из наличия “расщепленного” сознания, находящего опору в социальной бессознательности, как в неком “твердом” грубоматериальном образовании, на котором можно стоять, и отсутствия целостного мировидения. Отсюда и крайности, в которые “заносит” ограниченный ум, когда коренные вопросы бытия остаются без ответа.

* * *

Одна крайность заключается в том, чтобы однозначно признать тебя “одним из многих”, как “песчинка” в пустыне, чтобы “дробить” сознание и делить себя, до исчезновения, растворения в “массе”. В этом случае ты фактически “ничто” или “никто” (читай, “изгой”). Ты “субъект” в неком объекте. И соответственно занимаешь свою “нишу” в пространстве объекта, в котором твоя роль ничтожна. Кто же тебя заметит? Униженного и оскорбленного самим собой, зажатого в тиски: необходимости, собственности, цивилизации со всеми законами, моралью, религиями, наукой и культурой? Совершенно очевидно, что ты для чего-то вроде бы нужен, как очевидно иметь “часть” собственности в цивилизации, которая через это делает тебя своим пленником. Очевидно, что ты, по этой логике, частица чего-то. И счастлива ли ты, “песчинка”, своей участью? Счастлива ли своей сопричастностью к своему собственному изничтожению на пути отмены человека и сопричастностью к рабству необходимости?

Философия такого существования проста. Раб не мыслит себя без господина, возвышаемого до небес, и одновременно бога, низводимого до хозяина раба (“раб божий”). Рабов много, как и вещей. Вещей много, как и рабов. В этом круговороте относительности рабов и вещей нет никакой разницы между вещами, рабами и господинами: всегда кто-то через головы других протискивается вверх по социальной лестнице, чтобы глотнуть воздух цивилизованных благ, пока его не оттащат обратно и не сомнут в пучине людского водоворота рвущимися вперед. Это называется борьбой за выживание, какие бы цивилизованные формы она ни принимала. Самые святые понятия цивилизованных обществ пока - не мир и бог, а власть и собственность.

Законы цивилизации охраняют устои цивилизации, но не твои интересы. Мораль и культура, наука и религия - вот где твоя пустыня, или, наоборот, твои джунгли, когда ты “песчинка” и “один из многих”. Вот твоя пустота и миражи, когда ты ровным счетом ничего не значишь. Ты заменим без всякого ущерба всему этому кем-то другим.

Ты хочешь возразить?

Тщетно. Тебе ничего не поделать со всем этим. Ты сам прикладываешь руку ко всему этому, придумываешь или принимаешь на себя выдуманное и навязанное кем-то бремя. Согласно твоей логике (если она “объективна”!), перед тобой “объективная действительность” (понимаешь, “объективная”!), вне тебя расположенная и от тебя не зависящая. Вспоминаешь? Это же у тебя в крови! Ты так воспитан (социализирован)! И вообще, для тебя, по большому счету, нет и разницы: материальная она или идеальная, эта самая действительность. И только когда в руках кусок власти или бешеная сумма денег оказывается, что же перевесит? Не так ли журавль в небе “материализуется” в синицу в руках, а самые что ни есть святые слова опредмечиваются в вещь, предмет поклонения, как у дикарей?

Здравый смысл, рассудок, система отношений, социальный порядок и логика, законы и технологии, экономика и быт... Ау, где ты! Нишу свою ищешь? Или мечтаешь в один прекрасный миг создать проект всеобщего благоденствия на земле в то время, когда тебя грабят, унижают, уродуют, насилуют и убивают? Ты - деталь огромной машины: пофункционируй, пока тебя не заменили новой, а потом, будь добр, освободи место под солнцем цивилизации другим! Все хотят погреться, понимаешь! Видишь, сколько их еще, идут и идут! Несметная толпа темного люда быстрым шагом на месте марширует к горизонту всеобщего счастья и прогресса. Вот уже которое тысячелетие. Меняются формы, содержание неизменно

* * *

Другая крайность состоит в поиске веры, бога и любви... Но там ли, где надо бы? Обрати внимание на их основание: почему их пренебрежительно называют “идеалистическими”, несмотря на смелый бунтарский характер? В основании, оказывается, лежат почти те же принципы, только почти что наоборот: субъективация, идеализация, океаническое чувство отождествления или духовное уединение, морализация... И опять же борьба за выживание: “сверхчеловек”, “космический разум”, “божья справедливость” и “происки дьявола”, “космические пришельцы” и “сверхцивилизации”...

И опять все это - “вовне” тебя. В этом мире ни раб, ни господин не свободны от “вовне”, от “других”, от “разъединения”, от “страдания”, от ощущения “одного из многих”...

* * *

Эти два полюса познания никак не соединить и не разобраться в том, как на самом деле все есть, без третьего, “синтетического” или ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО, подхода. Проще говоря, твоего собственного, исключительно самостоятельного мышления.

НЕ ОТЧАИВАЙСЯ, ЭТО И ЕСТЬ ДРУГОЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ, ТВОЙ ПУТЬ, РАСКРЫВАЕМЫЙ ТОЛЬКО ТОБОЙ...

Ищи и найдешь, иди и дойдешь...

До своего счастья!..

 (Публикуется по тексту 1996г. Волжанин А.П. Психология счастья (Психодрама Нового Времени. Часть 3). - с компакт-диска «Возрождение Человека». РИТМ. 2003.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2013

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат