Разность цивилизаций: в чем она и какой путь выбрать? - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

солнечный глаз. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

На первый взгляд, на Земле сегодня лишь одна цивилизация, с некоторыми региональными особенностями в разных местах - ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ, технико-технологическая. Еще ее можно назвать ЗАПАДНОЙ, т.к. в основном она культивируется именно в европейских и североамериканских странах, хотя оказывает сильное влияние на восточные и южные регионы. И ее нормы, ее стереотипы насаждаются то мытьем, то катаньем во всех уголках планеты.

Но мы обо всех уголках не говорим. Мы говорим о нашей жизни здесь и о том, каково нам в условиях постоянной экспансии западной культуры, которая веками к нам проникает, но так толком и не может никак прижиться. Не получается на нашей земле жить совсем по-западному. Отсюда и вопросы, типа: неужели у нас какие-то особенные условия и какая-то другая культура, которая несовместима с западной, и какая же все-таки лучше, по какому пути сегодня идти простому человеку?

Может быть, как-то попытаемся разобраться в этих вопросах? И постараемся не философствовать абстрактно, а попробуем на конкретных примерах, быть может, даже с некоторым прагматичным подходом. Потому что каждому хочется не просто жить, а жить здраво и гармонично, эффективно и полноценно. Потому что есть еще близкие люди, дети и внуки. С ними ведь тоже нужно выстраивать хорошие и, говоря современным языком, взаимовыгодные отношения. И потому что есть еще Будущее (у каждого), за которое мы тоже переживаем: ведь хочется добрый след оставить после себя. Помните у поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Ф.Тютчев)…

Казалось бы, ну и что с того, что Запад несет «технократическое», «техническое»? Да и на наш взгляд, изначально ничего плохого, негативного в «ТЕХНИЧЕСКОМ» нет. И мы, при всем критичном подходе к техническому и технократическому, никогда «технику» не отрицали и не отрицаем (мы всегда говорили преимущественно об издержках и искажениях «технократической цивилизации»).

В принципе, ИЗНАЧАЛЬНО ВСЕ «ТЕХНИЧЕСКОЕ» (МЕХАНИЧЕСКОЕ, АВТОМАТИЧЕСКОЕ, ТЕХНОЛОГИЧНОЕ) ВЫШЛО ИЗ ПРИРОДЫ, ее живых систем, через выделение и упрощенное копирование работы отдельных организмов, органов и конечностей. Если не верите, обратитесь к «бионике», которая сформировалась как наука в 60-е годы ХХ века. Понятно, что все это делалось задолго до возникновения «бионики» (новая наука, скорее, попыталась вернуть промышленность, условно говоря, «назад, к природе»). То же самое касается и «кибернетики». Можно сказать, почти всегда образцом и источником для техники служила Природа.

А в живых системах, включая и жизнь людей, никак нельзя обойтись без вырабатываемых автоматизмов, стереотипов в поведении и даже мышлении. Если бы нам пришлось осознанно «проектировать» каждый следующий вдох, каждый шаг и каждый взгляд (т.е. все то, что мы сейчас проделываем как бы «на автомате», почти не задумываясь), то мы оказались бы практически нежизнеспособными.

Техника, видимо, создавалась зачастую для облегчения жизни людей, для освобождения времени. Вопрос лишь в том, чем заполнить это высвобожденное время и какую цену заплатить за все техническое?

Но при этом важно понимать и всегда иметь в виду, что все «техническое» и «механическое», «автоматическое» и «шаблонное», КАК ПРОЦЕСС, совершенно лишено мысли, а также ориентировано на максимальную экономию жизненных ресурсов, т.е. в искусственном – минимум жизни (почти все усилия прилагаются лишь до запуска процесса). Вот почему такой процесс безмыслия и безжизненности – это, по сути, МЕРТВЫЙ мир, который мы нейтрально называем «техническим», «искусственным»!

Вопрос лишь в том, где такая «ГРАНИЦА» между живым и мертвым, чтобы при этом вести полноценную и эффективную жизнь? СКОЛЬКО можно впустить в себя, в свою жизнь «искусственного, технического, мертвого», чтобы без малейшего ущерба оставаться полноценным человеком, не скатываясь функционально к состоянию «биоробота», «механизма» или какого-нибудь другого «агрегата»? При каком соотношении человек перестает фактически (а не по форме, не по телосложению) быть человеком? Сколько нужно встраивать в живое существо «протезов» и «технических функций», чтобы его уже нельзя было называть живым существом (а человека человеком)?

Вот ведь какой вопрос сегодня предпочитают не задавать, потому что ВСЕ ДОПУСТИМЫЕ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ИСКУССТВЕННЫМ, ЖИВЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОЙДЕНЫ, и люди сегодня оказались в условиях засилья всего «технического». Это только на словах твердят о технических удобствах и цивилизованных благах для людей, а на самом деле много-много фактов свидетельствуют о том, что люди сегодня пребывают в полной зависимости (подчинении, рабстве) от созданного их руками «мертвого мира», «технопарка», «глобальной системы» (и т.п., называйте, как хотите, от этого суть не меняется).

Не случайно ведь давно уже говорится о человеке, как «винтике» общества. Его узко специализируют (через профессию и образование) в качестве функции для встраивания в «систему», будто человек какая-нибудь деталька. Само общество на каждом шагу называется «системой», а иерархическую структуру по управлению этой «системой» называют походя государственной «машиной» (или бюрократической). Это стало нормой на всех уровнях. В людях, в ущерб их здоровью и полноценной жизни, стало преобладать «искусственное, техническое, мертвое». Многие замечательные качества людей почти совсем на развиваются, находятся как бы в заархивированном виде, порой в зачаточном состоянии. И все это от того что недостает условий для их раскрытия и развития в современной социальной гонке. Приходится выживать!

И попали люди из живого мира Природы в мир искусственный, мертвый, будучи все еще живыми, но уже в роли «доноров», сдающих все свои ресурсы на поддержание этого искусственного мира.

Ситуация настолько печальная, что люди перестали понимать ЧТО ЭТО ТАКОЕ – НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ, хотя словоблудия о жизни везде полно. У каждого свое мнение, а у Природы забыли спросить!

Можно теперь сколько угодно задаваться вопросом, как же так люди незаметно проскочили рубеж РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ? Только задача сегодня стоит уже другая. Надо понимать, что Природа тем временем, пока люди играли и играют в «цивилизацию», не стоит на месте. Природные процессы идут дальше, эволюция продолжается. И теперь надо успевать! Теперь у людей, раз они почти выпали вот так из естественного процесса, АЛЬТЕРНАТИВА ТОЛЬКО ТАКАЯ: ЛИБО ВЫМИРАТЬ, ЛИБО ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО ПРИРОДЫ и снова зажить по природным законам.

Хуже всего сегодня Западу, «западной цивилизации», технократической. Ее все описанное касается в первую очередь. И она всеми возможностями старается удержаться наплаву за счет ресурсов других народов и регионов, менее зараженных «техновирусом» и, соответственно, более здоровых. Вот поэтому еще сегодня геополитическая ситуация обостряется. Но вернемся все же к нашим текущим проблемам. К чему такое большое вступление, развернутое объяснение различия между живым и мертвым, естественным и искусственным?

А потому что эти глобальные процессы касаются каждого из нас, наших близких и детей каждодневно. Эти процессы в нашей каждодневной жизни и в нас самих, а не где-то там далеко! По правде говоря, в нашей стране люди, в отличие от Запада, так и не смогли уйти окончательно из Природы в «цивилизацию». Некоторых это радует (много живого сохраняется в нашей культуре и нашем образе жизни, как показатель устойчивости и здравости)! Некоторых раздражает и даже злит (до сих пор Запад не можем догнать по уровню «цивилизации» и обилию технических благ, будто мы ущербные какие-то). И кого же из них слушать тому, кто хочет сориентироваться и выбрать путь?

Интересно узнать, а как на Западе, и нужно ли нам это самое западное (т.е., если вернуться к началу статьи, почему оно, западное, у нас так и не прививается веками)?

 

Представления о Западе у нас во многом «рекламные», ориентированные на незадачливого потребителя. И часто ни слова о том, откуда это и какие далеко идущие последствия получим. Сегодня понятно многим, что ЗАПАД В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ КРИЗИСЕ. И, похоже, неблагоразумно поступают те, кто все еще разделяет западные ценности. Но, давайте, не судить строго, а просто послушаем тех, кто своими глазами видит, КАК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Ведь это во многом показатель того, почему и как они докатились до такого «глобального кризиса».

Так, кто там сегодня «самый западный», то бишь «цивилизованный»? – Наверное, это англичане, раз технократический мир сегодня во многом «стандартизируется» через английский язык и английский образ жизни. Вот почему нас заинтересовало именно АНГЛИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. То, что о нем нам рассказывают, во многом узнаваемо, потому что за долгие годы многие вещи успели проникнуть и внедриться у нас.

Говорят, что у англичан не принято проявлять родительскую любовь и нежность. Считается, что это приносит вред детскому характеру. Поэтому лишний раз поцеловать ребенка - значит только портить его. Отношение к детям весьма прохладное. Соответственно и родителям приходится сдерживать свои чувства, а детям – привыкать К ЖИЗНИ БЕЗ ЛЮБВИ, СПОНТАННОЙ РАДОСТИ, К СТРОГОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ, которая считается дисциплинированностью, исполнительностью. Наверное, это благо для технократического мира, чтобы формировались послушные граждане, на чьих плечах будет покоиться «система». Но нам надо понимать, что мы в этом случае имеем дело с людьми «недолюбленными», недоигравшими полноценно свое детство, стремящимися вернуться туда или остаться там, чтобы доиграть, долюбить. Порой навсегда, если желанное так и не сбудется. Психологи знают, что это за состояние и поведение. А вы хотите вот так, по-английски воспитывать своих детей?

Это еще не все. Очевидцы с удивлением рассказывают, что английские дети первые четыре года жизни практически обитают в колясках. Интересно, чем это лучше гроба, в котором хоронят детство? А если ребенку захочется поразмяться, его спускают на землю, но держат на поводке, чтобы не потерялся. На этом фоне якобы англичане не ограничивают своих детей, не вмешиваются в их поведение, не одергивают их, мол, пускай делают, что хотят. Понятное дело, зачем! Мы ведь своим собачкам на цепи тоже позволяем играться, пускай себе забавляются, правда!? Конечно, это не всегда и не везде, есть же у англичан и хорошо оборудованные детские площадки. Там мамы вообще сидят в сторонке и общаются между собой, а дети предоставлены сами себе, т.е. самостоятельность развивают сами у себя. На детской площадке для этого много чего предусмотрено заботливыми взрослыми! Считается, что внутри таких четких границ дозволенного дети свободны от мелочной опеки и приучаются к ответственности за свои поступки. Вы согласны?

За нарушение же запретного следует наказание (часто и телесное, что в Англии вовсе не возбраняется и традиционно является одним из условий правильного воспитания). Англичане вообще считают, что если ребенок, например, замучил кошку, то его следует строго, а то и жестоко наказать. И взрослым даже в голову не приходит, что детей можно воспитывать в любви ко всему живому, когда и мыслей нет о подобных «экспериментах» с кошками и т.п.! Потому что сами воспитаны в таких же рамках. Ведь английское воспитание вообще жестко держится когда-то кем-то заданных «традиций» именно такого воспитания.

Английскому ребенку нельзя льнуть к маме или папе за утешением. Сразу же: «возьми себя в руки»! Плакать тоже нельзя. Слезы высмеиваются сверстниками и не одобряются родителями. Упал с качелей, больно – это никого не волнует, поднимайся и иди дальше. Не жди помощи, ее не будет. Не принято! Надо же самостоятельность воспитывать, понимаете ли! Где-то нам попалась такая цитата (жаль источник не нашелся):

«…Английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам. Ему надо действительно серьезно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям. Английские дети и не ждут, что кто-то будет кудахтать над ними, потакать их капризам, окружать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы...»

У нас ведь как, зайдешь в трамвай с ребенком, тут же уступают место. А если нет, то кондуктор может и напомнить об этом нерадивому пассажиру. Потому что гласно или негласно у нас проявляется таким незатейливым образом любовь и забота даже не к своему ребенку. В английском метро, где даже маленькие дети (ну, которые уже не в коляске), говорят, могут ездить самостоятельно, такого не увидишь. А если кто проявит заботу и уступит место ребенку, или у кого ребенок, который вполне может на своих ногах постоять, сидит на коленях взрослого, на него тут же бросают косые взгляды за нарушение традиций английского воспитания. Похоже, тут уже все ясно и можно закончить цитатой:

«…Ребенок здесь, повторяю, с малолетства сознает, что окружающий его мир – это царство взрослых. Он привык быть предоставленным самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского уклада жизни…»

Вы еще хотите воспитывать своих детей по-английски? Чтобы им легче было выживать в технократическом мире по западному образцу? Ведь на улице «технический прогресс», может быть, нашим детям по-английски будет проще и легче жить?

(Продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат