Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Почему мы все так уверены в общепринятых стереотипных штампах? Почему ловимся на штамп из рекламы, звучащий так: «все дети любят, а все мамы советуют»… - http://cs1.clodo.ru

НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:

 

…Родители часто любят свои представления о собственных детях, а не реальных живых детей. Дети не понимают родительских требований, правил и принципов. Но, желая быть принятыми, любимыми, понравиться родителям, дети стараются соответствовать и следовать тому, что требуют. Так они постепенно теряют свое естество и уходят от настоящей жизни, запутываясь в различных иллюзиях, вываливаемых на них родителями и обществом.

Еще одним важным моментом является то, что погруженные в мир иллюзий, оторванные от естества жизни, родители практически с первых дней общения с ребенком плохо понимают его и его потребности. Поэтому их взаимоотношения строятся почти вслепую, и именно в этом раннем возрасте закладывается основа будущих детских манипуляций.

Вспомните возрастную психологию и особенности развития ребенка в первые годы жизни. Как все это происходило в вашей семье? Мы же в свою очередь напоминаем важные моменты этого периода детской жизни.

Маленький малыш очень связан с родителями. Ему нужны: любовь, внимание, ласка, а еще его нужно кормить, переодевать и т.д. Сообщить о своих потребностях малыш может только плачем. А еще он плачет, если болен или просто потерялся.

Вы знаете о том, что маленькие дети могут «теряться» и плакать? Особенно часто это случается с мальчиками. Просыпается малыш, а мамы или папы рядом нет, и он «теряется». Прибежавшие на плач взрослые кидаются кормить, переодевать или трясти погремушками, в то время как требуется просто «найтись» маме, спокойной и улыбающейся подойти к малышу. Так шаг за шагом складывается пропасть непонимания.

Последствия всего этого порой слишком печальны. Вспомните свое детство. Как часто вас правильно понимали родители и другие взрослые люди.

Все эти проблемы разрешимы, но пытаемся ли мы решать их?

Другие детали этой печальной картины вы можете дорисовать самостоятельно. Мы же, продолжая разговор о манипуляции, хотим подчеркнуть, что именно эти простые непонимания ложатся в основу будущих сложных проблем, а манипуляция и ложь - часть этих проблем.

Оказавшись в такой ситуации и будучи зависимым от мира взрослых, ребенок вынужден искать пути удовлетворения своих потребностей. Манипуляция очень подходит для этого, ведь она проста и удобна.

Малыш плачет и естественным образом запоминает реакцию взрослого окружения. А взрослые бессмысленно мечутся вокруг, пытаясь угадать чего, хочет их дитя. Заведенные плачем ребенка (а плачет ребенок потому, что его потребность не удовлетворяется), родители забывают о природном здравом смысле и достаточно быстро превращаются в придаток своего малыша. Все прихоти малыша выполняются по первому звуку.

Вот вам и первая основа будущих манипуляций. Первый опыт искаженного восприятия мира. Вероятная основа будущей неадекватности, инфантильности, будущих взрослых трагедий. Основа всех войн с миром, миром, который не понимал и не понимает, миром, который непонятен и стал чужим.

Маленький человек, вырастая, порой очень удивляется, когда окружающие его взрослые вдруг перестают выполнять его желания и требования. Получается, что взрослеть и становиться большим плохо, «накладно», хлопотно. Надо самому есть, одеваться и собирать игрушки. Сначала капризы, слезы, а затем и более осознанные манипуляции взрослыми пускаются в ход для возвращения времени, когда буквально весь мир вращался вокруг малыша.

Почему эта ситуация стала типичной для многих семей? Что произошло? Когда?

А произошло это, когда бестолковая суета и сплошная опека взрослых лишила малыша радости и опыта самостоятельного освоения мира. Малыш забыл радость побед и нового опыта. Возможно, он не знает о том, что это может радовать и других, принося ему удовлетворение и счастье.

А ведь если бы взрослые знали этапы развития ребенка и особенности возрастной психологии от рождения до 3-4 лет, помнили о природном естестве и естественных, природных потребностях малыша, всего этого просто бы не произошло.

Малышу бы просто помогали расти, развиваться и раскрывать себя, познавать мир и получать бесценный жизненный опыт. Когда есть понимание, диалог, дополнение, смысл любых манипуляций теряется. Манипуляция - это очень энергозатратный механизм взаимодействия. А природа устроена так, что все энергозатратные механизмы рано или поздно исключаются.

Мы схематично показали механизмы, которые влияют на появление проблемы детских «манипуляций». В жизни все это происходит, разумеется, сложнее. В жизни все очень индивидуально и неповторимо. В жизни эти механизмы бывает достаточно сложно рассмотреть и понять.

В жизни все осложняют социальная гонка, усталость, суета и индивидуальные психологические проблемы, особенности восприятия мира. Многое осложняют стереотипы в представлениях о семье и отношениях с детьми.

Надеемся, что разобранные механизмы помогут вам лучше понимать происходящее именно в вашей семье.

*   *   *

А еще, давайте, обратим внимание на один важный момент, о котором говорит Анна в своем письме:

«Два ребенка. О младшем не пишу, потому что максимум, что от него сейчас ожидаю, чтобы давал поспать ночью и отдохнуть днем. А от старшей ожиданий гораздо больше, и поэтому недовольства ею больше. Поэтому и кажется, что у нас проблемы.

Как только ребенок начинает говорить на языке окружающих, тут же ему начинают объяснять, как надо себя вести. Может быть, не должно быть этого компромисса: "Рисуй что хочешь, а вставай, когда я бужу"? Либо доверять, либо нет. Либо ребенок - это пришедший в семью молодой бог, либо это воспитуемый.

Но если ребенку разрешить делать все, что он хочет, то что из него вырастет?? Ведь подразумевается, что невоспитанный как следует ребенок - это будущий преступник или как минимум плохой человек, плюющий на окружающих и делающий все во вред людям.

Два ребенка. И с первых дней у каждого свой характер. Но ведь если бы ребенок был чистым листом бумаги, то все дети с рождения были бы одинаковыми. Если бы характер задавался генетически, то, по крайней мере, дети в одной семье были бы с одними устремлениями и помыслами. А ведь этого нет! Только что родившийся ребенок уже личность. И все, что могут сделать для него родители - это любить и не мешать!

Но ведь СТРАШНО! А вдруг ребенок не будет знать слова "нельзя"? Вдруг будет причинять боль другим физическую или моральную?.. » Анна К. (01.12.2004г.)

Да, именно такой штамп усиленно прививается всем. Педагогика и цивилизация развиваются. А что, преступников становится меньше? Вдумайтесь только в это!

Вдумались? Получается еще один сложный запутанный клубок. Вот и давайте постепенно разбираться вместе, распутывать и этот клубок в поиске концов, самых истоков клубка проблем.

Почему преступник, почему должен знать слово “нельзя”, неужели причинять физическую и моральную боль однозначно плохо? И вообще, вы задумывались о том, кто такие преступники и почему быть ими всегда только плохо? Скорее всего, нет. Почему мы все так уверены в общепринятых стереотипных штампах? Почему ловимся на штамп из рекламы, звучащий так: «все дети любят, а все мамы советуют».

Потому что мы ленимся и не умеем думать, анализировать, делать выводы, нас совершенно не учат этому. Зачем думать? Ведь думать о том, что является общепринятым штампом, не принято, ведь за нас всех уже однажды подумали! За нас уже подумали и решили, а мы, не желая ответственности и ленясь, платим жизнью своей, собирая проблемы и трудности, мечтая о бесконечно далеком светлом будущем. А ведь каждому с рождения самой природой дана возможность быть успешным и счастливым, раскрыть и реализовать себя. И в глубине души каждый из вас помнит об этой возможности.

Нам проще придумать ад, общими усилиями реализовать его на земле, чем начать меняться и менять свою жизнь. А ад очень удобен всем, он оправдывает последствия нашей массовой лени и глупости.

И складывается такая печальная картина постепенно. Когда в каждом ребенке с самого раннего детства ломается и разрушается природная основа естества, природная основа адаптивности. И делается это с благословения нашей современной педагогики и педагогов. Ошибки привычной системы воспитания очень просты, но последствия их слишком печальны.

А глубинная основа проблем современной педагогики и всей системы воспитания скрыта в том, что в основу положены штампы и правила. Причем считается, что их верность абсолютна, однозначна и неоспорима. Подразумевается, что следование им дает положительный результат в любых условиях и ситуациях. Сомнение в них - просто невообразимая вольность. Ведь мы привыкли считать, что они являются основами воспитания, проверенными временем и поколениями людей. Неужели можно усомниться в таком авторитете? Давайте попробуем.

Сначала поговорим о физической и моральной боли. Ответ просто на поверхности. Рассмотрим общеизвестные и социально одобряемые профессии, такие как врач, пожарник, спасатель. Представители этих профессий вынуждены причинять физическую боль другим, спасая им здоровье, а порой и жизнь. Моральную боль вынуждены причинять юристы, работники правоохранительных органов, государственные служащие. Это одна из граней их деятельности, необходимая на данном этапе. И люди этих профессий должны быть готовы к этому, иначе постоянное чувство вины будет разрушать их нервную систему и здоровье. И возможности эти формируются именно в детстве.

А теперь поговорим о преступниках и слове «нельзя». Всегда ли это однозначно плохо и вредно для общества, раз так сильно о нем беспокоимся?

Что означает слово «преступник»? Это тот, кто преступает правила и штампы. Почему мы представляем такими только убийц и разрушителей? Давайте посмотрим шире. Кто способен найти и принести новое? Новое в медицине и живописи, искусстве и кулинарии, науке и строительстве, новое во всех областях человеческой деятельности. Мы все так восторгаемся гениями! А что это за люди? А это те, кто смог, нарушая принятые жесткие правила и слово «нельзя», принести людям свое мировосприятие, свою индивидуальность, свой талант и себя. Многие стараются учиться у этих людей, подражают им, но тому ли они учатся? Как правило, такие люди не поняты при жизни и рано погибают, а ведь все могло бы быть иначе.

Иначе может быть, если принести новое не будет преступлением, а мы все хорошо запомним, что слово «нельзя» является очень относительным и зависит от условий и ситуации. Проанализируйте ваши «нельзя». Так ли они абсолютны? Может, вам откроется дорога к новым и интересным решениям!

Поэтому мы и говорим о своем подходе к воспитанию.

В чем основное различие нашего подхода и традиционного?

Во-первых, мы не считаем, что пришедший в мир ребенок – это чистый лист, на котором гордым родителям необходимо хоть что-то начертать. А иначе, с этой точки зрения, он так и останется либо белым пустым листом, либо там напишут другие, и это непременно будут склонности к преступлениям и антисоциальному поведению. Вместо того, чтобы исправиться и избавиться от преступности и других негативов, общество через родителей и школу начинает постоянно говорить обо всех этих неурядицах ребенку, запугивать и даже ожидать, что из ребенка, скорее всего, получится. И, при этом, почти полное отсутствие положительных примеров и почти полное отсутствие механизмов полноценной личностной самореализации. Ребенка фактически не учат жить. Он с трудом приспосабливается к таким суровым условиям, которые ломают даже взрослых, и разве что каким-то чудом умудряется выживать. Но не будем пока о грустном.

Мы считаем, что ребенок – это Личность, индивидуальность, пришедшая в наш мир. И роль родителей состоит в том, чтобы помочь ей вырасти и раскрыть себя в этом мире. Помочь ей по мере роста узнать современные правила социальной жизни и научиться вписываться, используя эти правила. При этом, подчеркиваем, НЕ ПОДМЕНИТЬ природное «набором правил поведения» в социуме, заглушив природу и талант, а дать раскрыться природному полноценно, но дать раскрыться социально приемлемым образом. А это не так просто – ухаживать и культивировать тонкое и сложное. Проще перепахать все поле и посеять то, что требуют.

Вот так и скатывается традиционная педагогика с «индивидуализации» на «социализацию». Со всеми последующими родительскими проблемами воспитания и будущими социальными проблемами самого общества, создаваемыми ему вчерашними детьми, которых социализировали жестко, согласно инструкциям, будто программировали «компьютеры». В общем, все болезни и изъяны общества – это результат отношения общества к воспитанию детей, а не вина отдельных родителей.

Но это признание современных реалий, которые нужно учитывать, но не повод опускать руки. Это лишь дополнительная сложность для тех родителей, которые умеют чувствовать и беречь природу как в себе, так и в своих детях. У нас нет другого общества, есть только этот, который мы видим вокруг себя. И нам всем продолжать свой род максимально возможным качеством именно в этих условиях. Без оправданий. Думая только о том, как в этих самых условиях добиться максимально лучшего качества. Потому что речь идет о судьбе своих любимых детей!..

А отношение к ребенку как к Личности, получается, не совсем воспитание в традиционном понимании классической педагогики. Мы называем это другим словом для большей точности и понятности. Точнее, мы просто будем избегать слова «воспитание», исключая и то, что несет это слово в современной педагогике (это – дрессировка и лепка, насилие и давление, авторитет и безусловная правота взрослых и воспитателей).  …

 (ЦСкА. 2005г.)

(Из книги: XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 3: Воспитание сочувствия, или психология педагогики…)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", август 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат