Как Эльдар Рязанов в 2000-м году

Психология людей новой цивилизации

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из фильма «Старые клячи» (2000).

 

Посвящается памяти Эльдара Александровича Рязанова

 

В 1999-м году снял и в 2000-м году выпустил в свет знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов фильм «СТАРЫЕ КЛЯЧИ» в жанре как бы сатирической (отчасти даже сказочной) комедии. Ну, а КАК ЕЩЕ ИЗОБРАЗИТЬ ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО? Фантастика, она все-таки требует хоть какого-то, пусть даже гипотетического обоснования фактуры. И только в наполовину сказочно-комедийной форме можно не перегружать сюжет мнимой «доказательностью» и полностью погрузиться в эпохальный эксперимент. Поэтому мы вовсе не случайно выбрали именно этот фильм для того, чтобы показать, КАК Э.Рязановым понимается «ПЕРЕХОД». «ПЕРЕХОД» из одной эпохи в другую (он в данном случае не просто снял фильм, как режиссер, но еще предстал и в качестве сценариста, т.к. сценарий фильма «Старые клячи» писали трое: Эльдар Рязанов, Владимир Моисеенко и Юрий Фёдоров). Как он понимает жизнь, так сказать, «на сломе времен»! В чем он видит смысл происходящего с нами теперь и возможный выбор каждого из нас. Фильм снят 16 лет назад, а его актуальность и своевременность многим, видимо, еще предстоит осмыслить и оценить.

Но, оказывается, не все зрители поняли, ЧТО хотел сказать этим фильмом режиссер!

Мы нарочно просмотрели доступные отзывы на нескольких сайтах интернета, где демонстрируются известные фильмы, и увидели, что бОльшая часть отзывов о фильме негативного характера, от просто «не нравится» и вплоть до обвинений режиссера в откровенной «халтуре»: мол, он просто нашел шанс «дать подзаработать своим актерам». Последний момент мы даже не принимаем во внимание, т.к. знающей Э.Рязанова публике известно, что у него давным-давно, еще с советских времен есть сработавшаяся команда актеров - актеров, которые берут на себя роли основного состава героев многих его фильмов. А так происходит, когда есть взаимное понимание, взаимное доверие и взаимное дополнение.

Вопрос в другом. ПОЧЕМУ зритель не принимает (не понимает) этот фильм? Хотя у Э.Рязанова в «Старых клячах» все рассказано (показано) просто, объемно, весело! Ради этого стоит даже подробней остановиться на содержании фильма (из открытых источников):

«Фильм начинается с встречи четырёх подруг, женщин средних лет: профсоюзной активистки, завлаба, железнодорожницы и школьной учительницы в 1989 году. Сын одной из них, Любы (Лия Ахеджакова), погиб в Афганистане. Подруги поют под гитару и вспоминают прежние времена, когда они были молоды, красивы и веселы, очень любили музыку и пели в хоре Дворца культуры завода «Красная Труба».

Идут титры. После титров время меняется: уже 1999 год. Все изменилось, и людей вынудили приспосабливаться. После распада СССР подруги, превратившиеся в одиноких «старух», вынуждены подрабатывать. Анна (Ирина Купченко), в прошлом кандидат наук, работает на мойке автомобилей, и её грубо обыскивает шофёр одного из клиентов, заподозрив в краже зажигалки босса. Профсоюзная активистка Лиза (Людмила Гурченко) торгует на рынке. Хозяин (по прозвищу «Паук») постоянно ругает и штрафует её за недостаточную выручку и, по его словам, убыток. Железнодорожница Мария (Светлана Крючкова) продаёт пирожки в переходе.

Люба, самая интеллигентная и неприспособленная к новой жизни, с большим трудом пристраивается продавцом газет на лотке. Как и другие продавцы газет, она ежедневно должна платить группе старшеклассников…

Группа дельцов убеждает её продать квартиру с видом на Кремль, обещая взамен сто тысяч американских долларов и новое жильё в тихом месте, в центре Москвы, со знаменитыми соседями. Наконец, Люба сдаётся на уговоры. Сразу после подписания договора её выгоняют из квартиры. Новое жильё в тихом месте в центре Москвы оказывается домиком на кладбище, а знаменитыми соседями — похороненные на этом кладбище Высоцкий, Окуджава и другие. Впоследствии выясняется, что жильё не отдано ей, а сдано в аренду, причём всего на один месяц. Чек, выписанный новым владельцем квартиры, бизнесменом Василием Хоменко (Николай Фоменко), оказывается от никогда не существовавшего банка, а подпись на нём — сделанной исчезающими чернилами. Таким образом, Люба оказалась без жилья и без денег.

Подруги решают вернуть Любе её квартиру...» (Источник: Википедия)

Фильм стоит смотреть! Ведь эта остросюжетная сатирическая комедия наполненная символизмом, юмором и самоиронией, создана человеком, знающим общество, людей, жизнь. Фильм словно поддержка, подсказка тем, кто отчаялся, кто не может подняться над суетой, не может взглянуть на происходящее с юмором, с высоты вечных смыслов и вечных ценностей. Новое время, новые условия жизни и новые «правила игры». Это новое время рождает новых героев и новых проигравших. Все как будто перевернулось с ног на голову! Вышагнув в новое из привычной и уже понятной системы, не все смогли понять новые условия жизни, приспособиться и реализовать себя.

Под новые условия изменена и система, законы. В поиске справедливости и защищая себя, подруги оказываются на скамье подсудимых. Как рассудить героев? За кем правда жизни теперь? И это самый главный вопрос фильма, он даже сюжетно выделен автором. Ведь в качестве обвинения выступает мошенник, шарлатан и делец современности, а в качестве обвиняемых - женщины, пытающиеся защитить себя.

«…В качестве последнего слова группа «Старые клячи» исполняет песню. Им аплодируют, и суд выносит оправдательный приговор. На выходе из зала суда их встречает военный оркестр, посланный генералом. Одна из дам выходит замуж за театрального администратора. Группа «Старые клячи» становится знаменитой и продолжает выступления» (Источник: Википедия).

В конце фильма, после всех своих приключений, старые подруги возвращаются к своему любимому увлечению – музыке и песням – и снова начинают выступать, но уже не в художественной самодеятельности, как раньше, а на сцене театра в качестве преуспевающей музыкальной группы. Выходят как бы на новый виток развития. Они же мечтали об этом, и внимательный зритель вспомнит этот момент! Да и композиционно для фильма получается своего рода сюжетное обрамление – возврат к исходному моменту, но на качественно новом уровне.

В чем же особенность этого фильма, его «изюминка», в чем символизм и подсказка зрителям, и почему его многие зрители не поняли? Вот о чем стОит подумать. Это важно. Особенно сегодня, 16 лет спустя. Поэтому мы и обращаем ваше внимание именно на этот фильм Эльдара Рязанова.

Ведь сюжет фильма, на первый взгляд, простой, можно сказать, обыденный, особенно для тех, кто пережил 90-е годы ХХ века в этой стране и продолжает в ней жить. Но картина представлена все же достаточно сложная, можно сказать, даже нарочито запутанная, как элемент художественного отражения жизни тех самых 90-х годов.

На самом деле перед нами тщательно продуманное в деталях мастерское живописное полотно. В картине «говорит» буквально все! Начиная даже с названия. В чем смысл и символизм названия «СТАРЫЕ КЛЯЧИ»? Думаете в обывательском уничижительно-пренебрежительном? А может, как раз в другом? «Старые» – в смысле, как раньше мудрые люди понимали, «опытные, бывалые, надежные, исконные»? Как в пословице: «Чем старее, тем правее»! Недаром знаменитые полководцы дорожили своей «старой гвардией», с которой прошли огонь и воду и которая составляет ядро и опору всякой армии! Ну, а «клячи» – это рабочие лошадки, которые, может быть, уже не совсем в хорошем состоянии, как прежде, но они раньше вынесли на себе все и сейчас все еще продолжают нести основную рабочую нагрузку в то время, когда некоторые жеребцы и скакуны горазды только красоваться на массовках. Так что и в этом символизм с вопросом, на ком еще жизнь держится и кто ее обновлять будет!

И так же неоднозначны, с подтекстом, многие сцены в фильме, который, словно некий тест, сортирует зрителей, будто отбирая среди них понимающих и давая им подсказки на «переходный период». Ведь за нарочито гротескными и комическими эпизодами мы видим и серьезные чувства и переживания героев, и даже некий символизм событий не просто на рубеже тысячелетий, а на рубеже качественно разных эпох. И этот символизм как будто многослойный, если взять хотя бы финал: тут и просто реализация сценария (что касается персонажей), и личный момент (касающийся режиссера, «судьи» и как бы прощающихся с ним его главных героев, которые на военном грузовике уезжают в туманную неизвестность), и общественный, касающийся судеб страны и всех людей в переходный период. Смотришь на них (мы о главных героях фильма) и понимаешь, что они изменились, что они уже знают, что им делать дальше, как жить! Они уже как бы в другом измерении жизни!

Указываем для примера только на отдельные моменты, потому что даже их перечисление и описание займет немало места. Примечательно то, что Э.Рязанов через, казалось бы, обыденные сцены жизни умудряется передавать суть целой исторической эпохи и даже как бы причину того, почему такая эпоха рушится, а не процветает. Например, с первых же кадров фильма «Старые клячи» режиссер дает понять фальшь советского строя, его двойную мораль, когда говорятся красивые речи, показываются таланты и их достижения, а затем оказывается, что сами таланты и их достижения служат – может быть, в первую очередь, в качестве мотивации служебного рвения чиновника - «личным интересам» партийной номенклатуры, пользующейся своим служебным положением в «системе». Вплоть до того, что в «системе» даже любовь подменяется лишь сексуальными отношениями. Возможно, после просмотра фильмов Э.Рязанова немало зрителей задавались вопросом, а зачем такая «система», которая не делает людей счастливыми? В том числе и в любви.

Примечательно и то, что фильм «Старые клячи» показывает, что со сменой общественного строя и наступлением якобы «рыночного капитализма» пороки «системы» никуда не деваются. Они просто теперь не прячутся, они становятся выпуклыми, заметными, видимыми. Они выходят на поверхность, порой заполоняя собой быт и повседневность. Теперь это просто новая норма жизни, новая норма отношений, новая мораль. Поэтому и герои фильма решают этим воспользоваться «ради торжества справедливости»: бывшая профсоюзная активистка Лиза, в молодости пользовавшаяся большим успехом у мужчин, должна на этот раз очаровать бизнесмена, играя богатую иностранку.

Картину не то чтобы «противостояния» с миром несправедливости, а будто прорыва в новую реальность через все помехи наших дней фильм «Старые клячи» показывает достаточно развернуто. Не только на примере кражи этим самым бизнесменом двух вагонов с черной икрой. А еще и через то, как одна из главных героинь фильма Люба, самая интеллигентная и неприспособленная к новой жизни, остается без престижной квартиры в центре Москвы «с видом на Кремль», будучи обманутой группой дельцов, идущих к своему «материальному успеху», попирая (по К.Марксу) все человеческое, используя ради прибыли доверие и красивые слова, как в партийных речах прошлого (весьма часты в фильме такие как бы «сравнения» и «переклички» невзначай двух исторических периодов страны). Тоже получается весьма символично! Именно на попытках подруг во что бы то ни стало вернуть назад квартиру и строится вся динамика фильма. Но по большому счету фильм демонстрирует нечто другое и даже особенное.

ПЕРЕД НАМИ КАК БЫ СИМВОЛИЧЕСКАЯ КАРТИНА «ПЕРЕХОДА», показанная через знакомые нам вещи, но поданная очень концентрированно настолько, что порой забываешь, что перед нами комедия. Здесь вам и разруха 90-х (без всякой войны), с реальными бедствиями, нищетой и преступностью. И отголоски совсем близкой войны с потерей самых близких людей (война в Афганистане). И повседневная борьба за выживание и кусок хлеба на грани риска потерять все, включая жизнь (разве это характерно для комедии?). И даже переживание чувства любви, которая помогает выстоять и идти вперед!

Достаточно обратить внимание всего лишь на музыкально-песенное сопровождение, чтобы почувствовать глубокое содержание фильма и многослойность смысла (особенно с учетом того, что очень выразительны в контексте фильма песни на слова самого Э.Рязанова, уже как поэта, а не режиссера и сценариста).

Не нужны длинные цитаты (песни не пересказывают, их поют или слушают). Достаточно даже отдельных фраз из песен этого фильма, чтобы ПРОНИКНУТЬСЯ ДУХОМ ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДНОГО СОСТОЯНИЯ и чуть ли не КОСМИЧЕСКИМ МАСШТАБОМ (пусть даже просто символически) охвата событий в рамках этого фильма. Достаточно прочувствовать эти слова, эти образы, вовсе не комедийные В НЕУМОЛИМОМ ДВИЖЕНИИ ОТ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ К НОВОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ ЭПОХЕ:

- «Мчатся годы-непогоды Над моею головой…» или
- «…Едут дроги-недотроги, От тебя увозят вдаль... А покрытье у дороги Горе, слезы, да печаль…» или
- «…Тропинка все выше кружила над бездной…» 
По этим песням выходит важней не потери, а обретения. Важно видеть не масштаб разрушений всего старого, отживающего, уходящего, а принять совершенно новое, только-только нарождающееся, невозможное в прежних условиях! И даже страну не потерять, а «обрести», обновленною и постоянно обновляющейся:
- «И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна...»
Нас будто призывают стряхнуть все старое (там нет ни выхода, ни спасения). Призывают сплотиться в делах, в дружбе, в любви:
- «Друг к другу навстречу по-прежнему выйдем...»
Оставить все только настоящее, начать как бы с чистого листа! И, конечно же, вперед с любовью. В новую эпоху без переполняющей сердце любви никак нельзя! Любви к другому человеку, или родной стране, родной земле, или жизни, наконец! Потому что ЛЮБОВЬ, как поется в песне на слова Э.Рязанова в этом фильме:

- «Последний шанс на страсть и обновленье…».

Настолько это сильно и пронзительно выражено, что и сама любовь в такой обостренной ситуации выбора пути или эпохи, ухода от жизни или продолжения воспринимается, как:

- «…Последняя любовь… Как завещанье, Прозрение, прощение и прощанье…»

И снова не только личный, а как бы космический масштаб чувств и событий:

- «…Назначены свиданья на этом свете... Назначены свиданья в двадцатом столетьи...»
- «…Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..»
- «…Назначь мне свиданье у нас на земле, В твоем потаенном сердечном тепле…»

Мы нарочно обратились к музыке и песням из этого фильма, чтобы показать лирическую и символическую глубину содержания фильма. Сделали это для того, чтобы потенциальный зритель после этой статьи смотрел фильм серьезно, обращая внимание на все детали и отдельные эпизоды. Раздумывая над их смыслом и над тем, что именно Э.Рязанов, как режиссер и художник, представил нам этой КАРТИНОЙ?

Но не только песни и музыка делают этот фильм тем, чем он является. Множество деталей, как элементы художественного приема, как будто призваны подчеркнуть именно нестандартность, сверхобычность ситуации, действия людей не просто в экстремальных условиях. Фильм «Старые клячи» знаменателен как раз тем, что события происходят будто на границе ПЕРЕХОДА, как бы в двух эпохах одновременно, где с одной стороны все известное и хорошо знакомое (что мы знаем из истории и собственного опыта 90-х годов ХХ века), а с другой – сплошное неизвестное и необычное, как даже некая фантастика или сказка. Вот чего многие зрители просто не поняли и не оценили!

Из этих деталей или образов нового в фильме «Старые клячи», характеризующих до сей поры невиданное, можно обозначить здесь: и отдалённый железнодорожный тупик Б-3 под названием «бермудский треугольник», где на время «исчезают» два вагона с черной икрой, и летающий в театральном зале огромный искусственный жук, и уникальный бронированный автомобиль, который одинаково хорош и по обычной дороге, и по рельсам, и по воде и под водой, и чудесный фантастически большой выигрыш целого состояния, какого в обычных казино хозяева просто не допускают, не доводя дело до пистолета, и даже сцена фантастического суда, какого в известной сегодня судебно-правовой системе тоже не бывает. Все эти детали призваны художественно обозначить как бы «другую эпоху», которая и требует от людей нового подхода, новых реакций и, конечно же, кардинального изменения судьбы!

И в то же время эти детали как бы невзначай подсказывают, какие ценности сегодня «работают», а какие нет. И какой опыт где выручит в непредсказуемо меняющейся ситуации. Например, что показывает картина суда над добивающимися справедливости подругами, где суд защищает бизнесмена-мошенника? Перевернутость «системы»? А то, что бизнесмен этот сам сбегает из зала суда и садится в автозак для заключенных, где уже восседает другой, которого обманул этот, и тоже желает спастись? То, что с такой «системой» и бороться не надо, что несправедливо оказавшиеся наверху сами перегрызутся между собой? И сами сочтут за «выход» отправиться в тюрьму? Что поднявшиеся как бы «на гребне волны» временщики один за другим начнут ощущать, что их «деловой успех» сходит на нет, как пена вод? А почему еще «чудесный броневичок», напоминающий символ революции, именно сталинского периода и оказывается к тому же «вездеходом»? И почему в зале суда подруги в качестве последнего слова подсудимых раздают текст песни и исполняют ее все вместе? Что это за песня?

А что вы хотите в такой ситуации? Подруги очень верили в «систему», как и многие люди по сей день ей верят, видели в ней опору и надежду, гарантию на завтрашний день и т.д. А она, «система», фактически «кидает» их, доводит до скамьи подсудимых и ведет дело в пользу кого? Не так ли будут отцепляться в какой-то или последний момент один за другим от «системы» те, кто больше на нее уже не полагается? Рано или поздно (лучше бы, конечно, не поздно)? В общем, то, что сегодня демонстрирует в клипе «В Питере пить» группа «Ленинград», на 16 лет раньше показал в своем фильме Э.Рязанов. Прислушайтесь к тому, о чем поется в финале фильма «Старые клячи», потому что эта песня как бы один из ключей для понимания всего фильма:

«Если вы устали жить И страдать, И вам хочется кого-то Послать, Сохраните свою гордость И стать. И зазря не надо Мать поминать. Если денег у вас нет Ни гроша, Ай, ни гроша! И здоровья тоже нет Ни шиша, Вы должны невзгоды Стойко принять, И зазря не надо Мать поминать! Ни гроша! Ни шиша! Но зазря не надо Мать поминать! Коль напраслину на вас Возведут, И притащат за шиворот На неправедный суд Мы достоинство не вправе Терять, И зазря не надо Мать поминать! Приведут! В этот суд! Но зазря не надо Мать поминать! Пожалели их матушку! Не смейте хлюпать носом И ныть! На любом ветру должны Устоять. Только так! По-другому и не стоило Жить! Ведь иначе мы вас можем Послать! К этой самой матери! Всем известной матери! Знаменитой матери! Очень русской матери! С наслаждением Вас можем послать!»

И еще, почему эта песня есть в самом фильме и отсутствует сегодня во многих списках песен этого фильма на сайтах о кинофильмах? Правду не хотим видеть? А еще, не символично ли, что и суд, в конечном счете, освобождает этих женщин прямо в зале суда?

И, наконец, на что намекает Э.Рязанов в этом фильме тем самым, что именно «старые клячи» вытягивают всю ситуацию, вместе с оказавшимися рядом военными? Вы бы посмотрели в фильме на огромный пустой театральный зал, в котором во время выступления группы «Старые клячи» поначалу сидит только МАТЬ! Как символ Родины! Выходит, снова женщины «коня на скаку останавливают и в горящую избу входят»? А где же мужчины, в офисах и кабинетах сидят, умничают и за иллюзорным «успехом» гоняются? Или они не дозрели? «НЕ ПЕРЕХОДЯТ» в новую реальность? За исключением некоторых взрослых, которых спасает ЛЮБОВЬ. И за исключением ДЕТЕЙ. Даже тех детей, чьи родители потерялись на пути к «переходу» и кто обретает себе новых родных и близких…

Вот так! СтОит ли еще смысл и роль не обозначенных здесь важных деталей и сцен фильма раскрывать? Или уже сами посмотрите, наконец, фильм «Старые клячи», который сейчас даже актуальней, чем 16 лет назад? Э.Рязанов еще в 2000-м году «ПЕРЕХОД» в новую эпоху показал. А опаздывающим можно напомнить, что сегодня вот-вот наступает уже 2017-й! И пора уже вперед, С ЛЮБОВЬЮ, как и поется в финале фильма, чтобы не было поздно:

«Назначь мне свиданье НА ЭТОМ СВЕТЕ,

Пока еще слышим, пока еще видим, пока еще дышим…»

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, отойдем от фильма и вернемся к нашей с вами жизни. Вернемся от художественного образа к реальности. В некотором смысле (пускай сказочно-комедийно и образно) Э.Рязанов этим фильмом показал суть всего «переходного периода». И показал реалистично, как бы даже обыденно. И это та самая правда, которую следует знать.

На самом деле «ПЕРЕХОД» ДЛЯ КАЖДОГО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ И ПРОИСХОДИТ ВОТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, в тех самых обыденных обстоятельствах, какие нас окружают с детства и поныне, как это и показывает Э.Рязанов, а не в какой-то там фантастической ситуации или неизвестно когда. И ЖИВЕМ МЫ С ВАМИ ВСЕ ВМЕСТЕ И КАЖДЫЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ В МАСШТАБЕ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, даже если не видим, погруженные в свои проблемы и болячки, дальше своего носа и четырех стен квартиры или офиса. И вот в этой самой обыденной «прозе жизни», выходит, ВАЖНО ОСТАВАТЬСЯ НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ И СОХРАНИТЬ ЧУВСТВО ЛЮБВИ, БОДРОЕ СОСТОЯНИЕ ДУХА, понимая всем сердцем, что другого момента не будет, что только и именно сейчас происходит ваш личный «переход» в новую эпоху!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2016

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат