Почему воспринимаем мир не так? - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

http://www.twtwigg.com/wp-content/uploads/2008/11/Selective-Perception.jpg

 

1.

Мы с вами почти каждый день в общении с другими людьми сталкиваемся с НЕПОНИМАНИЕМ. Или нас не понимают, или мы сами не понимаем другого человека, почему он так мыслит или почему так поступает (о том же, почему люди себя не понимают и не знают, кто они и зачем, пока здесь не будем). Поэтому стоит, по-видимому, расставить простые логические акценты, из чего что следует. Почему мы не понимаем друг друга? И почему не понимаем окружающий нас мир? Природу?

Начнем с само собой разумеющегося. Если один говорит на испанском языке, не зная немецкого, а другой на немецком языке и не знает при этом испанского, то не стоит труда догадаться об уровне понимания между ними, правда?

Сложней, когда они вроде бы говорят на одном языке и оба убеждены, что другой должен непременно понимать все сказанное, но либо делает вид, что не понимает, с каким-то недобрым умыслом, либо (скажем мягче, нейтральней) еще не дорос до понимания сказанного (т.е., может быть, просто недоразвитый, незрелый). Или же очень плохо знает язык. Тогда, может быть, совершить «доброе дело», т.е. повоспитывать или поучить этого другого, наставить «непонятливого», так сказать, на «путь истинный»? Вот такая иллюзия! В атмосфере сплошного непонимания и со своей, как говорится, «кочки зрения», многие так думают. И в этом случае мы практически на каждом шагу сталкиваемся с конфликтами непонимания и самоуверенными «учителями», правда?! Это же та самая действительность, которая нас с вами окружает – почти все друг друга не понимают и при этом учат понимать!

Что еще можно ожидать от людей, когда критерии оценки «нормы» ума и поведения давно размыты, а самокритика приказала долго жить!?

И когда в таком положении, вместо того, чтобы терпеливо искать дальше понимания друг с другом, люди начинают сильно нервничать, горячиться и винить друг друга в ситуации непонимания, они забывают даже самые простые вещи.

Забывают о том, что КАЖДЫЙ В ЭТОМ МИРЕ УНИКАЛЕН И РАСТЕТ, ПОЛУЧАЯ СВОЙ УНИКАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, независимо от своего уровня развития. Для каждого явления в жизни, поступка или факта у каждого человека формируется свой уникальный набор понятий и образов. Вот почему одни и те же вещи люди видят по-разному (каждый по-своему), в одни и те же слова вкладывают разный смысл (каждый из них – свой смысл в слово), если даже они говорят на одном языке и даже воспитаны в одной семье и обучены в одной школе.

В этом есть свой «плюс», когда они, люди, в процессе общения, обмениваются своими представлениями и своим опытом жизни, и таким образом расширяют свои представления о мире и жизни, обогащают свой опыт опытом других. Это происходит настолько естественно, что люди вообще не заостряют внимания на том, каким образом знания и опыт одних незаметно как бы перенимается или перетекает к другим в ходе общения.

В этом же есть и свой «минус», когда в ходе такого обмена мнениями, жизненной позицией или манерами поведения, люди сталкиваются с тем, что им не очень-то и понятно в другом, неприемлемо сильно отличается. Если бы люди были высоко и гармонично развитыми, то этот «минус» сглаживался бы и с лихвой перекрывался «плюсом». Но, к сожалению, в ходе искусственного сдерживания развития человечества и достаточно долгого процесса деградации нескольких поколений населения, люди сейчас как бы замыкаются каждый в своем мирке, как бы защищаясь от нарастающего хаоса и пытаясь таким образом сохраниться. Реакция на непонятное в такой ситуации часто бывает почти физиологическая, как будто подсовывают еду неудобоваримую! Или нередко случается реакция неадекватно эмоциональная, за которой следует резкое отторжение, даже гневное возражение. Мнение другого в таком случае, как правило, заведомо считается ошибочным, неправильным или, как минимум, недоброжелательным, разрушительным. Потому что с тем, что у него есть (правильно это или ошибочно), человек уже как-то сжился, а вот то, что в имеющееся у него сейчас не вписывается, кажется разрушительным независимо от того, правильно это другое или нет. Таково печальное следствие отсутствия критериев и ориентиров (вернее, они есть, эти естественные ориентиры и критерии жизни, но многие люди из-за проблем восприятия не в состоянии с пользой для себя «работать» с ними).

Представляете, какое в таких простых случаях разнообразие конфликтов разворачивается между людьми? Одни пытаются доказать, что собеседник ошибается! Другие пробуют навязать свое мнение. Третьи в непонимании винят себя, порой даже не разбирая, кто прав в действительности, а кто не прав…

И это еще при условии, если признать, что уровень развития («образованности», «обученности», «воспитанности» и т.п.) общающихся примерно одинаковый. Если же этот самый уровень у начинающих общаться друг с другом людей не просто разный, а порой существенно разный, то можете себе представить, насколько усложняется положение общающихся и зашкаливают эмоции! И насколько сложно бывает порой объяснить даже в конкретных условиях с конкретными примерами конкретным людям, почему они не понимают друг друга!

2.

Кстати, в этом примере мы имели в виду простую логическую ситуацию (т.е. логическую задачу). А в жизни, как вы уже сами знаете из собственного опыта, все гораздо сложней и запутанней. Потому что самые обыкновенные логические задачи обременяются нашими личными представлениями об этом и личными эмоциональными красками из личного жизненного опыта. То, что для одного правильно, для другого представляется ошибочным. То, что для одного морально допустимо, для другого невероятно безнравственно и т.д.

Вот и получается, в итоге, так. Что для одного ясно и понятно, то может оказаться для другого как темный лес, да еще с кочками. Ничего не видит и не понимает, идет, спотыкается!..

Возникает резонный вопрос (с учетом массы самозваных «учителей», попадающихся на жизненном пути), а стОит ли в подобной ситуации спешить с подсказкой? Ответ тоже неоднозначный. Это порой может оказаться не просто опрометчивым (когда сбивается ход рассуждений другого), но еще и опасным (в экстремальной ситуации, когда есть риск для жизни). Вы же из собственного опыта знаете, что другой человек, когда что-то делает или думает, выстраивает свою логическую цепочку действий или суждений, исходя из его опыта. Каждый для себя более логичен, чем посторонний со своей подсказкой, не учитывающей уже имеющуюся логическую ситуацию того, кому подсказывает. Если сравнивать с компьютерами, у другого человека в этом месте может быть как бы другое программное обеспечение с другим типом файлов, и ваша подсказка с вашим типом файлов вашей программы, как минимум, может не подойти. Не говоря уже о простом непонимании. Раньше люди такие простые вещи понимали лучше, а сейчас с логикой стало еще хуже (хотя не хочется вновь поднимать тему деградации и ее причин)!

Это все к вопросу корректности, аккуратности и такту в общении, в бережном отношении друг к другу. Согласитесь, в наши дни, к сожалению, это пока что в большом дефиците. Однако наш разговор здесь все же немного о другом.

Поэтому можно сказать, что только высокообразованный, культурный и мудрый человек может соблюсти деликатность в общении, уместно подсказывая и хорошо понимая собеседника. Для этого нужно иметь не просто «точку» зрения, а хотя бы некоторый «ОБЪЕМ» живых представлений!

Из опыта своих жизненных наблюдений и из сказанного здесь вы, наверное, уже понимаете, что чем проще устроен человек, тем больше он не утруждает себя вниканием в ситуацию общения и пониманием другого. Ему сподручней считать во всем неправым (виноватым) других и правым практически во всем только себя. Так получается комфортней для его несложного внутреннего мира, раз шевелить мозгами трудно!

(Началось это не сегодня, а гораздо раньше, когда таких недоразвитых называли «недорослями», как в классической комедии Д.И.Фонвизина еще в XVIII веке. Сегодня для «маленьких человеков», как это называлось в литературе следующего, т.е. XIX века, придуман смешной термин «центропуп». Но этот длительный процесс деградации населения не отслеживается и не осознается из-за искажений во многих науках и частого переписывания истории.)

И наоборот, тот, кто имеет большой жизненный опыт и огромный багаж знания, адекватно относится и к уровню своих знаний, и к окружающим. В этом месте часто приводят в пример Сократа. Ведь это он на склоне лет, имея огромные знания об окружающем мире и немалый жизненный опыт, перед лицом осознанного им факта, что помимо известного ему лично объема знаний есть еще необъятный океан неоткрытого, непознанного им, однажды воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю»! А затем, немного помолчав, добавил: «А другие и этого не знают»!

3.

Чтобы не уйти от обозначенной темы в другую плоскость, плоскость общения, вернемся теперь к первоначальной ситуации НЕПОНИМАНИЯ. К его исходным причинам.

Итак, раз каждый из нас формируется в качестве уникальной личности, то как мы сами оказываемся для другого человека, так и другой человек для нас оказывается в нашем восприятии фактически будто другим миром, неизвестной вселенной. Можно даже сказать, с другими условиями и правилами. Поначалу даже непонятными. Чем-то таким, что интересно познавать, через что можно развиваться и самому. Здесь можно лишь добавить мысль, что если мы дорастаем до понимания, насколько полезно для нашего собственного развития познавать окружающий мир в целом и во всех деталях, то не всегда сами понимаем, насколько может быть полезным для нашего же развития общение с другим человеком, как частью того же мира, который познаем. Не дорастаем до этого. Особенно же, когда почти каждый скукоживается до малых размеров (в страхе перед огромным миром, погруженным в хаос) и занят лишь собой (выживанием и самосохранением)! Ведь саморазвитие и интеллектуально-духовный рост зависит от зрелости и качества нашего восприятия окружающего мира и восприятия самого себя.

Вот почему разговор здесь хочется продолжить о том, что сейчас важней всего – о ВОСПРИЯТИИ! Об этом мы и раньше говорили много (во многих статьях). И к сказанному ранее есть смысл добавить теперь еще кое-что. Потому что от того, КАК человек видит мир, зависит для человека практически все – счастье, успех, судьба… Даже просто адекватное поведение в мире. Неправильная или неполноценная КАРТИНА МИРА может принести человеку много-много бед и неприятностей. Чем точней и полней эта картина, чем шире и глубже, качественней восприятие, тем богаче внутренний мир человека, переживания, поведение, уровень сознания и вся его жизнь!

Тема эта, с одной стороны, давно хорошо известная (но именно как проблема, не имеющая однозначного решения), поэтому, с другой стороны, и невероятно сложная. Вот почему уместно, думается, начать с простых примеров.

4.

Да, действительно, тема качества восприятия настолько людям знакома, что давно уже фигурирует даже в анекдотах. Наверное, многим известен такой вариант еще из прошлого века:

«Два инопланетянина устанавливают памятник погибшему товарищу. Один другому советует:

- Ставь подальше от тропы!

Второй отвечает:

- Да и так сойдет! Все равно никто не увидит!»

Понимаете ситуацию, связанную с проблемой восприятия в целом? С одной стороны, кажется смешным, как это можно не видеть памятник, установленный у самой тропы, по которой проходит много людей. А с другой стороны, многие из нас немного в теме и хорошо понимают поговорки, вроде: «если хочешь спрятать что-то надежно, то спрячь на самом видном месте». Там, куда обычно никто и не посмотрит. Понимают же, что люди обычно ищут и замечают знакомые вещи и явления. А неизвестное, для чего в сознании вообще нет никаких примет и объяснений, может остаться незамеченным, если даже оказывается прямо под носом, совсем близко (как инопланетный памятник в анекдоте, созданный из инопланетного материала по совершенно иной логике, когда по нашим собственным – как бы «земным» - представлениям таких памятников не может быть).

Таковы ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, некоторые из которых проявляются даже в знакомых нам простых ситуациях. Например, если вот в этом тексте, который пока пишется и редактируется, исправляется и изменяется по ходу работы несколько раз, допустить в какой-то момент ошибку (буковку переставить или знак удалить), при следующем перечитывании сам автор нечаянно образовавшуюся ошибку может и не заметить. Вот почему в редакциях раньше практиковалась «свежая голова», когда текст на заключительной стадии прочитывал тот, кто с этим текстом не работал (а сейчас во многих редакциях экономят на этом и все мнят себя шибко грамотными, отсюда получается обилие ошибок и опечаток в современных книгах и печатных СМИ, а также в текстах и титрах видеопродукции).

Если даже не касаться других нюансов восприятия (ведь мы, в конце концов, здесь не научный трактат пишем и не монографию), то можем с вами признать, что ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМИРУЕТСЯ с малых лет в процессе взросления, а не дается в готовом виде, как объектив телескопа или фотоаппарата.

Мы не случайно употребили здесь слово «формируется». ОТ ПРИРОДЫ В ПОТЕНЦИАЛЕ МЫ ИМЕЕМ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Отсюда проистекают два исторически известных подхода к проблеме восприятия мира человеком.

Первый подход – древний, или естественный, который практиковали наши предки, когда бережно раскрывали с малых лет от Природы данный человеку богатый потенциал возможностей человеческого восприятия.

Второй подход – современный, или искусственный, которым фактически подавляется большая часть естественного потенциала человеческого восприятия, искажается оставшаяся часть, и внушаются (почти гипнотическим образом) вещи, которых вовсе нет в природе. Под предлогом «ликбеза», среднего и высшего образования, социальной адаптации и т.п. Отсюда и все наши с вами проблемы в этом мире, как с восприятием окружающего мира, так и с взаимопониманием.

В рамках современной технократической цивилизации всем ходом учебно-воспитательного процесса с раннего детства и до взрослости ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЕЙ ИСКУССТВЕННО ФОРМИРУЕТСЯ В ЗАВЕДОМО ОГРАНИЧЕННОМ ВИДЕ.

Каждый человек сегодня всем ходом процесса социальной адаптации в близкой ему общественной среде в буквальном смысле всего лишь «тренируется» (от модного сейчас словечка «тренинг», если не сказать «дрессируется» или «натаскивается» - понимайте в этом месте, как хотите) ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ или ВОСПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАХОДИТ ОТКЛИК. Или оказывается востребованным (другим человеком, социальным окружением, всей современной технократической цивилизацией). Какие сигналы срабатывают, те и закрепляются. Весь остальной невостребованный природный потенциал в человеке атрофируется либо архивируется до «лучших времен»!

Так и получается ОГРАНИЧЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ. В простом понимании, привычка и способность видеть только то, что нужно для приспособления к имеющейся социальной среде (и ничего лишнего сверх этого). Зачем на это тратиться, когда в нарочно придуманной для людей гонке за выживание на это не остается ни времени, ни сил!

Масштаб этой ограниченности большинством современных людей даже не осознается. Потому что не с чем сравнивать то, что осталось, и то, что утрачено. Ведь это надо быть гениальным Сократом, чтобы понимать реальное положение вещей в этом мире и Природе в целом!

5.

Но и это еще не самая большая беда современности в ВОПРОСАХ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И УРОВНЯ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ В МИРЕ.

Сегодня вообще получается невероятно парадоксальная ситуация. С одной стороны, все более-менее образованные (т.е. получившие официальное «образование» на современном уровне) люди признают ОГРАНИЧЕННОСТЬ восприятия людей. С другой же стороны, многие при этом искренне верят в «правильность» своих представлений и убеждений. А еще они как-то чересчур по-детски верят в «научную картину мира», составленную специалистами с таким же «ограниченным» восприятием и излишней убежденностью в своей «правоте», как они сами (пока не говоря даже об их официально узаконенной «узкой специализации», т.е. общепринятой и общественно допустимой ограниченности их мировосприятия и заведомо неполной, лишь в рамках своей науки, интерпретации ими фактов действительности). А когда им указываешь на это, то в ответ можно услышать ссылку на «ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ» всего и вся. От этого, если трезво понимаете ситуацию, даже не смешно, а просто грустно! И когда очередной раз слышишь в телевизоре или интернете фразу «этот безумный, безумный, безумный мир», молча отворачиваешься. Возражать нет охоты!

В итоге, на практике имеется полная ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ людей в мире и ФРАГМЕНТАРНОСТЬ их мировоззрения, с огромными пробелами в реальных знаниях о жизни. При этом свои личные пробелы в знаниях о мире и проблемы в связи с этим многие склонны прикрывать одеялом «ненаучности» любых других воззрений, выходящих за пределы их собственных представлений и/или якобы «общепринятой» или «официальной» «картины мира».

В общем, не на что с ними даже опереться! Все будто зависает в воздухе. Можно трактовать то так, то эдак! В любой сфере. Как в поговорках из современной практики: «закон что дышло, куда повернул - туда и вышло»! Или «я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак»!

Хотите вновь в этом убедиться? – Вот вам пример подходящий, в тему!

Раз мы здесь говорим о проблеме восприятия и о человеческой психике, то давайте посмотрим, что такое ШИЗОФРЕНИЯ. При этом для большей понятности пропустим медицинские нюансы и отметим только то, что касается мировосприятия и мышления. И получается следующее. Во многих справочных определениях специалистами стандартно указывается, что «шизофрения» проявляется в «личностных изменениях человека», а вернее как раз в «расстройстве восприятия и мышления».

Специалисты так откровенно и пишут о шизофрении: «это искаженная картина мира, которая формируется на фоне неправильно работающего сознания. Именно поэтому в переводе на русский язык термин «шизофрения» в итоговой интерпретации звучит как «расщепленное сознание». Наверное, хватит здесь и этого (почитать подробно о шизофрении вы можете и сами, т.к. справочников полно).

Теперь попробуйте эти же цитаты от специалистов по шизофрении соотнести с нашими рассуждениями выше о формировании восприятия у современных людей в рамках технократической цивилизации. С тем, что у людей сейчас с малых лет целенаправленно формируется, во-первых, заведомо «ограниченное восприятие», из-за которого, во-вторых, складывается «искаженная картина мира» (во многом неполная, фрагментарная) и, в третьих, «неправильно работающее сознание» (как же оно, сознание, может работать «правильно» при ограниченном восприятии сигналов окружающего мира и заведомо неполноценной картине мира?).

И как же теперь, по этим параметрам, отличать тех, кто с диагнозом (как вы понимаете, они умудрились «выделиться» из общей массы и показаться «социально опасными»), от тех, кто пока что еще без диагноза?! Но в любой момент рискует его получить! Как, когда надежных критериев нет?

Как «доктор» скажет?

(Или, как вариант, помните из школьной программы по литературе этот давний вопрос: « А судьи кто»?)

Да и без нас и задолго до нас многие здравомыслящие говорят о таком явлении, как «СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ», на котором следует остановиться подробней, т.к. это напрямую касается современной ситуации и наших с вами жизней…

(Продолжение следует)

 

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2017

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат