Психология людей новой цивилизации- Проекты | |
Страниц: 1
Внимание, сегодня читателям предлагается очень сложный материал, как раз в соответствии с названием рубрики («Психология людей новой цивилизации»). Сразу предупреждаем, что его придётся обдумывать всерьёз, быть может, возвращаясь к отдельным моментам не один раз. Это нужно для того, чтобы понять, почему происходит то, что происходит в мире, и когда это всё закончится? Этот подготовленный нами - с использованием найденной в сети информации на эту тему - материал, кстати уместен по двум причинам. Во-первых, он посвящен юбилею, 60-летию любопытного психологического эксперимента, известного как «эксперимент Милгрэма» (потому что в известный период впервые его описал социальный психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета в 1963 году). Во-вторых, на этот эксперимент нужно смотреть шире и глубже, чем принято! И только тогда можно прийти к озарению, а когда же на Земле наступит рай! Давайте подумаем вместе! От редакции
УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – БОГ! (или Когда на земле наступит рай?)
Часть первая.
Сначала мы предложим читателю материал, который сам по себе интересный и важный. И мы приводим его даже в качестве перепечатки, согласно условиям, откуда взяли («Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт…»). Прямая ссылка, если будет доступна на момент чтения: http://www.orator.ru/rass22.html Итак, смотрим, от названия до подписи автора:
ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН (психология подчинения власти)
В качестве эпиграфа:
- "Вы спросите: разве правильно в каждом видеть злодея? - Конечно. Ведь каждый и есть злодей. Неужели это не очевидно?" Бернард Шоу
"Если человек поступает по-свински, он говорит: - Помилуйте, я всего лишь человек! А если с ним поступают по-свински, он восклицает: - Позвольте, я ведь тоже человек!" Карл Краус
Солдаты Третьего Рейха на Нюрнбергском процессе все, все как один, твердили: "виноват фюрер, мы выполняли приказ".
Не так давно на канале ТВЦ я смотрел французский детектив "И как Икар" (детектив режиссёра Анри Вернёя с Ивом Монтаном в главной роли, вышедший на экраны в 1979 году – прим.ред.), в котором показали один любопытный психологический эксперимент. В психологической литературе его именуют экспериментом Милгрэма (впервые его описал социальный психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета в 1963 году). Этот знаменитый эксперимент в свое время вызвал шок у некоторых психологов и прочих ученых мужей, т.к. слегка приоткрыл завесу над темной стороной души человеческой. Никогда не знаешь наверняка, что можно ожидать от других людей и даже от себя, поэтому знание психологии личности позволит нам быть готовыми к некоторым сюрпризам. Думаю, вам будет интересно узнать об эксперименте Милгрэма.
Эксперимент Милгрэма
Позволю себе вольный пересказ фрагмента фильма по существу. По сюжету фильма одного важного прокурора пригласили понаблюдать за ходом эксперимента, который мог помочь ему в раскручивании одного крупномасштабного уголовного дела (в которое мы не будем вдаваться). Он приехал в психологическую лабораторию, где его встретил, назовем его так - главный психолог. После некоторых формальных любезностей главный психолог проводил прокурора в специальную комнатку и объяснил: - За стеклом, которое перед вами, вы видите лабораторию, где все и будет происходить. Это стекло - с односторонней видимостью, т.е. вам отсюда видно, а оттуда вас не видно. Вы также будете хорошо слышать все разговоры, которые будут происходить в лаборатории, благодаря звуковым динамикам тут и скрытым микрофонам там. - А в чем смысл эксперимента? - спросил прокурор. - Мы проверяем гипотезу о том, что если человека во время обучения подвергать наказаниям за ошибки, то такое стимулирование позволит ему лучше усваивать материал. Вскоре в лабораторию вошли психолог в белом халате и два подопытных участника - мужики приличного среднестатистического вида. Прокурор устроился поудобнее в кресле и вместе с главным психологом стал наблюдать за ходом эксперимента. Психолог в белом халате представился мужикам просто руководителем и приветливо обратился к ним: - Итак, господа, цель нашего эксперимента - проверить предположение о том, что если во время обучения ученика наказывать за ошибки, то эффективность его обучения должна возрасти. Для этого один из вас будет исполнять роль учителя, а другой - ученика. Сначала давайте бросим жребий, чтобы распределить роли, - психолог протянул им тарелку с двумя бумажками, - выбирайте одну из них. Кто первый? Тяните сначала вы, мистер Фикс. Лысый мужик вытянул листок с надписью "учитель". - Очень хорошо, - сказал психолог. - вам повезло, мистер Фикс, вы будете учителем, следовательно, мистер Паспарту будет учеником. Подойдите, пожалуйста, сюда, мистер Паспарту, - психолог дружественно обратился к другому мужику и указал жестом на кресло, напоминающее электрический стул, - садитесь в кресло ученика, и я подготовлю вас к эксперименту. Паспарту сел в кресло, к которому психолог крепко пристегнул его ремнями. Затем он стал наносить на тыльные стороны ладоней Паспарту какую-то кремовидную консистенцию. Надо заметить, что на лице последнего выражались слабые признаки тревоги. - А для чего эта мазь? - спросил Фикс-учитель, который с любопытством наблюдал за действиями психолога-руководителя. - Чтобы не было ожогов. После такого ответа физиономия ученика Паспарту выразила панику, и он спросил: - А больно не будет? - Будет немного, но терпимо. Не волнуйтесь, - психолог прикреплял электрические провода к рукам Паспарту, - этот эксперимент мы проводили уже десятки раз и сегодня - очередной такой случай, т.к. нам нужно много опытов для статистики. Все будет хорошо, - его речь была уверенной, доброжелательной и вселяла спокойствие. После того, как ученик был готов, психолог обратился к учителю: - А вы, мистер Фикс, садитесь за этот оборудованный учительский стол. Это рычаги, - психолог указал на длинный ряд переключателей на столе, - двигая которыми, вы будете посылать вашему ученику электрические импульсы в наказание за неправильные ответы. Напряжение тока возрастает слева направо: если двинуть вперед самый левый рычаг, то ученик получит электрический удар в 15 вольт, следующий рычаг - 30, следующие 45, 60 и так далее с шагом 15 вольт до 450. - Ого! А это не смертельно? - спросил учитель Фикс. - Не беспокойтесь, мы знаем, что делаем, - с улыбкой ответил психолог и протянул учителю лист бумаги, - вот список слов, которые располагаются по парам - имена существительные и определяющие их прилагательные, например: ветер – сильный зверь – страшный океан – глубокий и так далее. Список достаточно длинный. Сначала вы должны будете зачитать все слова попарно, внятно, не торопясь, чтобы ваш ученик - мистер Паспарту, успевал вникать. После этого вы проведете экзамен: вы будете зачитывать по порядку только существительные, а мистер Паспарту должен будет называть соответствующие прилагательные. Если он будет ошибаться, то за первую ошибку вы, двигая первый рычаг, должны будете послать ему в качестве наказания импульс в 15 вольт, за вторую - 30 вольт, за третью - 45 и так далее. Напряжение следует повышать до тех пор, пока ученик не назовет все слова безошибочно. Величина напряжения, мистер Фикс, не должна вас смущать, - мы знаем, что делаем. И еще: что бы вам ни говорил ученик, продолжайте эксперимент. Эксперимент надо довести до конца. Хорошо? - Хорошо, - ответил учитель Фикс. Прокурор, внимательно наблюдавший за всем, что происходило в лаборатории, спросил у главного психолога: - А где вы находите участников эксперимента? - По газетному объявлению примерно такого содержания: "Требуются желающие для участия в эксперименте. Оплата - 6 долларов в час". Тем временем учитель неторопливо зачитывал ученику весь длинный список слов по парам. Прочитав до конца, он спросил у руководителя: - Итак, теперь я должен буду называть существительные из левой колонки, а мистер Паспарту должен будет называть соответствующие прилагательные из правой, так? - Совершенно верно, мистер Фикс, - ответил психолог. Учитель произнес несколько существительных и вначале получил правильные ответы ученика. Где-то на четвертом слове ученик допустил первую ошибку. Учитель двинул вперед первый рычаг, и ученик слегка вздрогнул от слабого 15-вольтного удара. После второй ошибки учитель двинул следующий рычаг - 30 вольт, и ученик дернулся чуть сильней. С каждой следующей ошибкой учитель посылал ученику возрастающие по напряжению электрические импульсы. Когда он дошел примерно до 120 вольт, ученик покрылся испариной - было видно, что он испытывает физический дискомфорт и сильно обеспокоен. - Дерево, - прочитал очередное слово учитель. - Зеленое. - Подумайте хорошенько, мистер Паспарту. Думаете, мне охота причинять вам страдания? - Ветвистое. - Неправильно, дерево - высокое, - и учитель передвинул рычаг 135 вольт. Ученик громко вскрикнул и стал глубоко дышать. Учитель посмотрел на психолога, дескать, что делать дальше. - Продолжайте, мистер Фикс, - невозмутимо ответил руководитель. Учитель, видя, что ученик страдает от боли, некоторое время колебался: продолжать ли дальше его тиранизировать или остановиться? Через некоторое время он решил продолжать. Главный психолог пояснил ситуацию прокурору: - Если бы мистер Фикс остановился, то это было бы равносильно признанию собственных ошибок. Но люди не любят признавать своих ошибок. (Если человек способен признавать свои ошибки, значит, он чего-то стоит, - не так ли, друзья?). Учитель назвал очередное слово, но ученик, похоже, не мог вспомнить соответствующее ему прилагательное. Видя, что психолог отвлекся, учитель попытался подсказать ученику нужное слово. - Видите, - обратился главный психолог к прокурору, - мистеру Фиксу не хочется терзать ни в чем не повинного человека, и он был бы рад прекратить это гнусное дело, но его привычка подчиняться власти (в данном случае власть для него выступает в лице руководителя в белом халате) превышает силу сострадания и заставляет мучить ученика. После того, как учитель дошел примерно до 225 вольт, ученик стал вырываться и громко кричать, что ему плохо, что он отказывается участвовать в эксперименте и пусть они засунут эти гребаные шесть баксов куда им угодно. - Что делать дальше? - спросил у психолога потрясенный учитель, - ему, наверное, действительно плохо. - Надо довести эксперимент до конца. Продолжайте. Когда ученик более-менее успокоился, учитель внятно произнес очередное слово из списка. Ученик сидел молча и тяжело дышал, не обращая никакого внимания на вопрос. - Он не хочет отвечать, - сказал учитель руководителю. - По правилам эксперимента, отсутствие ответа приравнивается к неверному ответу. Продолжайте, - невозмутимо ответил психолог. Учитель Фикс, слегка поколебавшись, выдал очередную порцию электрического заряда, и ученик сильно дернулся и завопил от боли. Эксперимент продолжался. Ученик при получении ударов издавал душераздирающие вопли и умолял учителя прекратить истязания. Учитель же, хоть и сопереживал и чувствовал себя при этом неловко, но, подчиняясь руководителю, со словами "о, господи", тем не менее, наращивал напряжение тока очередного электрического импульса. Примерно в районе 360 вольт ученик перестал подавать признаки жизни и не реагировал на вопросы. - Что делать дальше? - спросил учитель Фикс. - Продолжать эксперимент. - Но ведь ученик ничего не воспринимает! - Это не важно. Надо довести эксперимент до конца. - А если он умрет? - Это не должно вас волновать, мистер Фикс. Всю ответственность за любые последствия мы берем на себя, - психолог был спокоен. Учитель послал ученику очередной удар тока. Главный психолог сказал прокурору: - Как видите, учитель слепо подчиняется власти. Он не чувствует ответственности за свои поступки, потому что власть взяла ее на себя. Раз организаторы не волнуются, значит, ничего страшного не происходит, им видней, поэтому мистер Фикс продолжает выполнять приказы власти; его даже не смущает их нелепость - ведь, посудите сами - не глупо ли наказывать ученика, который ничего не воспринимает? Кроме того, любой школьник знает, что 375 вольт могут быть смертельными при определенной силе тока, однако, мистера Фикса это не смущает, хотя ему ничего не известно о величине силы тока. Он доверяет власти, хоть и не уверен, что она права. Люди больше склонны выполнять приказы власти, чем задаваться вопросом об их разумности. - Летчики, которые по приказу правительства бомбят города мирных жителей; полицейские, которые колотят дубинками неугодных демонстрантов - точно так же подчиняются власти, не чувствуя ответственности за свои поступки, - добавил прокурор. - Совершенно верно. Тем временем ученик, хоть и подскочил в кресле после очередного разряда, но по-прежнему не подавал признаков жизни. В этот момент в лабораторию явился второй психолог в белом халате и нервозным тоном заявил первому: - Я думаю, эксперимент надо прекратить. - Да ты что? Ни в коем случае! - Нет, надо. У него сердце может остановиться, вдруг, чего доброго, окочурится? - Да ладно тебе, еще ни разу ничего подобного не было. Продолжайте, мистер Фикс! На этот раз учитель Фикс, видя такие принципиальные разногласия в руководстве, решительно возмутился: - Да вы сначала сами между собой разберитесь! Один говорит, хватит, другой - продолжай, а если я сейчас, чего доброго, завалю человека, то, что тогда? - Еще раз повторяю вам: это не ваша проблема, мистер Фикс. Кроме того, было бы очень неразумно прекратить эксперимент, когда он уже почти завершен. И мы ведь договорились, что должны довести его до конца. Продолжайте, пожалуйста, мистер Фикс! Главный психолог прокомментировал вышесказанное: - Как только власть начинает проявлять нерешительность, подчиненный тут же пытается выйти из-под ее контроля. После некоторых пререканий, учитель Фикс все-таки продолжил и довел напряжение до 405 вольт. В результате ученик на электрическом стуле стал совсем плохой - вид неважный, то бьется в конвульсиях, то теряет сознание и, конечно же, пена изо рта. Учитель Фикс не выдержал столь жуткого зрелища и наотрез отказался продолжать эксперимент. Прокурор озабоченно спросил у главного психолога: - Что с учеником? - Не думаете же вы, что мы погубили человека? - спросил в свою очередь главный психолог. - Не знаю, но ведь каждый школьник понимает, что напряжение нехилое! - лицо прокурора выражало тревогу. - Да, нехилое. Но на самом деле ученик не получал никаких ударов тока. - Как же не получал? Всё было как будто реально! - Вот именно, как будто. Ученик Паспарту - хороший актер - наш человек, который успешно дурачился, делая вид, что неимоверно страдает от действий учителя. - А как же вы тогда собираетесь проверить правильность вашей гипотезы о пользе наказания в процессе обучения? - Мы этого делать не собираемся, потому что эта гипотеза - подставная. На самом деле нас интересовало другое - поведение одного человека. - Кого же? - Мистера Фикса, учителя. Это именно он главный герой спектакля. - А если бы ему выпала роль ученика? - Это было невозможно, потому что ему была изначально отведена роль учителя, правда, он этого не знал. Мы предоставили ему иллюзию выбора: он первым тянул жребий из двух листков, на обратной стороне каждого из которых было написано: "учитель". - С какой целью? - Настоящая цель эксперимента состояла в том, чтобы определить, до какой степени нормальные цивилизованные люди способны причинять страдания себе подобным, ни в чем не виноватым людям, слепо выполняя, порой, не вполне разумные приказы, исходящие от власти. - И до какой же степени? - спросил прокурор. - 63 процента учителей, не взирая на мольбы и страдания учеников, подчиняясь руководителю, доходили до предела - 450 вольт. И, надо заметить, что это были вполне приличные, респектабельные, уважаемые люди. Прокурор после некоторого раздумья эмоционально возмутился: - Скажу вам откровенно, что ваш эксперимент очень жесток! Главный психолог спокойно ответил: - Но ведь вы сами досидели до 405 вольт и только потом озаботились состоянием ученика, хотя могли бы забить тревогу раньше. Значит ли это, что вы жестоки? Прокурор, как было видно, сначала вознегодовал, но затем, пошевелив мозгами, признал справедливость такой постановки вопроса.
Нормальные люди способны на весьма отвратительные поступки
Сам талантливый экспериментатор Стэнли Милгрэм, сделал такой основной вывод из своего эксперимента: нормальные психически здоровые люди, в силу своего воспитания, способны совершить много дурных необдуманных поступков, по приказу власти. Причем, надо заметить, что в экспериментах Милгрэма руководитель не имел никакой фактической власти над учителем; единственными его атрибутами, как руководителя, были лишь белый халат и то, что он сам представлялся, как руководитель. А т.к. в реальной жизни власть, все-таки, имеет реальные полномочия, то подчиниться ей еще легче. Эксперименты Милгрэма мы можем наблюдать в жизни на каждом шагу. Как вы знаете, во время Великой Отечественной войны фашисты учредили на оккупированных советских территориях такую должность, как полицай. Те, кто шел в полицаи, именовались предателями, т.к. подчинялись власти врагов и помогали им угнетать своих же соотечественников за вознаграждение (сало, одежда, полномочия, опять же - автомат шмассер немецкого качества…). "Сколько на свете людей, которые за какие-то гроши становятся гонителями, истязателями, палачами себе подобных!" - воскликнул Вольтер. Хоть полицаи были в народе и не в почете, но сами они наверняка имели точку зрения, оправдывающую свои поступки. Полицай - это не столько социальная роль, сколько состояние души. Если вдруг вновь появится такая должность, то, уверяю вас, вакантные места будут заняты. А где же эти полицаи сейчас? - спросите вы. Они где-то рядом - это вполне порядочные люди, про многих из которых можно с уверенностью сказать: отличный семьянин, в связях, порочащих его, не замечен. Просто сейчас у них другие социальные роли - они занимают обычные должности в разных организациях, и даже сами не подозревают, что в них дремлет полицай, который может быть востребован соответствующей ситуацией. Была бы власть и гонорар, а исполнители найдутся. Хорошие люди легко совершают плохие поступки. Порой люди так увлекаются процессом соблюдения правил, что забывают о том, что правила созданы для людей, а не люди для правил. Некоторые медики не станут лечить больного, если у него при себе не окажется полиса обязательного медицинского страхования, пока он не умрет (как один несчастный 20-летний парень из деревни Саратовка Чугуевского района). Природа спрятала в лабиринтах человеческой личности много мрачных закоулков. Роберт Грин в своей книге "48 законов власти" привел один потрясающий пример, достойный человеческой природы (в разделе закона 11). Однажды, в средние века, один наемный солдат спас от иностранных захватчиков Сиену - город в Тоскане (Италия). Причем, спас в буквальном смысле - если бы не он, то город мог потерять свободу, и многим жителям просто-напросто была бы крышка. Конечно, он стал героем. Конечно, благодарные жители решили его наградить, но не знали, как - любое подношение с их стороны не могло и близко сравниться с тем, что сделал для них спаситель. Даже если солдату вручить власть над городом - и то это будет лишь незначительной платой. В общем, у горожан появилась пресловутая проблема - что делать? Надо сказать, что солдат свое дело сделал, и больше никакого проку от него не было, поэтому он стал обузой для благодарных жителей. Долго думали достопочтенные отцы города, как не ударить в грязь лицом, и, наконец, один из них внес поразительно гениальное предложение, на которое только вообще был способен человек. Наверное, он вытащил его из самого смрадного уголка своей души. Только послушайте, что он придумал: "Давайте его умертвим и сделаем святым покровителем города!". "Что они и сделали", - завершает Грин эту прискорбную историю. Конечно, надо учитывать мировоззрение и нравы людей той эпохи, но, тем не менее, шедеврально, не правда ли? Воистину, не знает границ человеческая благодарность! Предполагаю, что между мэром города и солдатом мог состояться такой разговор: - Ну, мы типа посовещались и решили, короче, хотим тебя, того, как это говорится, причислить к лику святых. Солдат от скромности смутился: - Да ладно вам, никакой я не святой, я просто выполнил свой долг… - Нет, нет, это не просто долг, ты, можно сказать, дал нам вторую жизнь, ты нам теперь вроде как отец родной! - Спасибо, конечно, но мне ни к чему лишние почести и громкие титулы. - К чему или ни к чему - какая разница? Важно, что мы отплатим тебе по полной программе, и никто не посмеет сказать, что я свинья неблагодарная! Хе-хе. Пошли, короче, собирайся. - Куда? - И он еще спрашивает! Будешь готовиться к ритуалу вознесения, так сказать. В рай, как говорится, путевку тебе выпишем. Только теперь до солдата стало доходить, какой подарок ему уготовлен - к почетному лику святых причисляют только после смерти. Адреналин брызнул фонтаном в кровь, сердце свело, он побледнел и произнес дрожащим голосом: - Но… я не хочу в рай! Сейчас, по крайней мере. - Дурачок, - мэр по-отечески похлопал солдатика по щеке, - счастья своего не видишь! Спаситель города в полной мере осознал ужас ситуации - как говорят некоторые - жесточайшая измена охватила его, и инстинкт самосохранения заставил воскликнуть: - Господи Иисусе! Вы что, охренели? Лучше бы мне было сгореть на войне вместе с вашим чертовым городом, чем получить такой дьявольский подарок! - Не богохульствуй! А то так, чего доброго, вместо рая в ад загремишь! Стража, взять его! Спасители всегда плохо кончали. Люди часто причиняют добро другим назло. Эксперимент Милгрэма отражается также в любимой игре современного человечества - сначала разбомбить всё по-черному, затем оказать гуманитарную помощь тем, кто выжил. А на досуге трубить о гуманизме. Вежлив бывает и палач.
А как бы поступили мы?
Однако Милгрэм, проведя свой эксперимент, не смог дать ответ на один важный вопрос, а именно: какие личные качества отличают то большинство, которое доводило эксперимент до конца, от того меньшинства, которое отказывалось его продолжать? Ведь среди тех учителей, которые, невзирая на нечеловеческие крики учеников, доходили до 450 вольт, были как мужчины, так и женщины, люди разных возрастов, профессий и т.д., все они были добропорядочны, без садистских склонностей и параноидальных тенденций. Когда я пересказал содержание эксперимента Милгрэма одному своему знакомому, он спросил меня: - А как бы поступил ты на месте учителя? Адекватный ответ на этот вопрос, конечно же, можно было бы дать только после участия в таком эксперименте. И любые предположения о том, что "при обнаружении малейших страданий ученика, я тут же отказался бы от продолжения экзекуции", - это всего лишь предположения, которые легко делать задним умом. Поэтому, я ответил: "Не знаю". (Может быть, я задал бы руководителю в белом халате вопрос: если цель эксперимента - выявить зависимость качества обучения от наказания, то тогда, следовательно, абсолютно не важно, кто будет истязать ученика; поэтому, почему вы сами не займете почетное место учителя, а предоставляете эту честь мне?). Перед своим экспериментом Милгрэм просил психиатров, психоаналитиков и прочих психологов и других своих знакомых предположить, сколько же учителей дойдет до предела. Большинство из них отвечали, что примерно 1 процент - и то это будут какие-то ненормальные садомазохисты. И те 63 процента настойчивых учителей, которые доходили до 450 вольт, скорее всего, думали так же. Когда после проведения эксперимента учителей спрашивали: "Согласились ли бы вы еще раз поучаствовать в роли учителя, уже за тысячу долларов?", то все они, как один, отказывались. Как говорится, задним умом мы все крепки. Но на деле, ТЕРЯЯ ЗДРАВЫЙ РАССУДОК И ОТДАВАЯСЬ ВО ВЛАСТЬ СТЕРЕОТИПОВ, ЛЮДИ ИНОГДА МОГУТ ТАКОЕ УЧУДИТЬ, ЧТО ПОТОМ САМИМ БЫВАЕТ СТРАШНО СТЫДНО. Да, уж, друзья, странное это существо - человек, но такова его природа.
Феликс КИРСАНОВ
Источник (повторяем): http://www.orator.ru/rass22.html
Есть и другие похожие эксперименты, например, Патрика Хаггарда, тоже с печальным с выводом: «…Принуждение заставляет нас в определённой степени дистанцироваться от субъективных переживаний. Инструкции меняют наши ощущения от собственных действий, – считает Хаггард. – Мы видим, что приказы удивительно мощно воздействуют на мозг, снижая ощущение ответственности за последствия наших поступков…) См. источники:
*** Часть вторая. Итак, если всё уже прочитали и обдумали, продолжаем дальше погружаться в данную тему, раз она претендует на внимание к природе человека и её ответственности за поступки и деятельность. Сами понимаете, мы взяли эту публикацию не ради перепечатки, а в качестве затравки к еще более серьезному разговору. Ровно год назад в ноябре 2022 года фрагмент фильма появился на Ютубе: https://youtu.be/T7VvvtbtzsI?si=6mkxJmx0fGWW-n4L (за продолжительность действия ссылки не ручаемся, ищите по ключевым словам, если что) Под видеороликом его описание: - «Результаты эксперимента Стэнли Милгрэма показывают, что любой человек, который считает другого более авторитетным или признает его власть, попадает в огромную зависимость от него, и в подавляющем большинстве случаев выполняет его приказы, даже если считает их аморальными, противоправными или нелепыми. А прибавь сюда еще ситуацию бегства от свободы, которую описал в начале 50-х годов ХХ века Эрих Фромм в одноименной книге - все становится совсем плохо. По утверждению автора, человек в понятии борьбы за свою свободу деградировал. По мнению современного человека, быть свободным - значит быть одиноким. А одиночества человек боится больше, чем потерять свободу своих мыслей. Вот и выходит, что на пути отказа от выполнения приказа человек встречает сперва власть авторитета. Даже преодолев ее, в большинстве случаев, он не в состоянии сопротивляться власти социума…» Зрители, просмотревшие ролик, оставляют комментарии, некоторые из них давайте возьмём сюда: - «…Как актуально!!! Это гениальный отрывок, как показатель современного общества!!!» - «…Выполняя преступные приказы люди думают , что не несут персональную ответственность…» - «…Шедеврально и печально… Вспомнилось: - "Жираф большой, ему видней…" (из песни В.С.Высоцкого). Или вот еще: - "Ты начальник, я дурак, я начальник, ты дурак" …» - «…Не лучше ли каждому стать ответственным за свою жизнь, понимая последствия своих шагов, для других, в том числе? Невзирая на указы… понимать для себя, я это делаю под давлением, или это мой выбор, моё желание, а значит, и моя ответственность…» Вот-вот, давайте на этом прервемся с комментариями (их там много, включая и словесную перепалку между комментаторами, почитайте, если любопытно). А мы остановимся на слове «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» и постараемся высказаться короче (хотя бы потому, что пишем и говорим на эту тему с людьми уже больше четверти века). Есть два важных фактора, которые нужно иметь в виду, даже три. Давайте по порядку. Первый. Входя в большую массу людей где-либо, каждый оказывается в зоне действия т.н. «психологии толпы». Она «работает» большей частью на уровне примитивных призывов и эмоциональной реакции, или иначе на уровне 1-2-го центров (если по понятиям йоги). Нужно иметь устойчивый характер и высокий уровень сознательности (ума и сердца), чтобы сохранить здравость и самостоятельность и не отдаться стихии толпы. Второй. Наедине с собой в нормальных условиях обычно наблюдается сохранность критики (у каждого на своем уровне сформированности личностных качеств), ориентация на общую мораль (в той или иной среде, где пребывает), т.е. в большей или меньшей степени не зависит от толпы и способен думать (на своём уровне интеллектуальных способностей) и принимать решения. Обычно наедине с собой мы все и обдумываем жизнь, перевариваем поступающую информацию, в том числе и эту. Поэтому об этом факторе больше не пишем, раз понятно, что это. Третий. Неочевидный, или надличностный (раз «личность» - это понятие социальное), воспринимаемое как что-то мистическое и даже запретное (наукой, конечно, потому что «наука» и призвана с некоторых пор удерживать людей якобы «ради порядка» в рамках «социальной плоскости»). На этом уровне мы часто напоминаем, как и в нашей недавней публикации «По жизни идти окольными путями или прямо?» (см. ЗОВУ РИТМ», октябрь 2023), что ТОЛЬКО ЛИШЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ПРОБЛЕМА НЕРЕШАЕМА. НУЖНО ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ (заданные извне или определенные уровнем сознательности). Пока есть статистическое большинство остающихся на низком уровне (из-за капиталистических, частнособственнических, технократических установок в обществе) современная цивилизация удерживается от погружения в хаос административными структурами, которые и транслируют подвластному населению различными словами то, что можно свести к формуле вышеописанного эксперимента, которое на этом уровне действует почти магнетически. Вспомните эту фразу: - Мы знаем, что делаем. Под ее воздействием слишком часто снимается с себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за поступки, за деятельность, можно сказать, почти за всё!.. На самом деле это большая иллюзия. Ответственность – это, в высшем смысле, то, что снять с себя нельзя, просто невозможно. Это сама жизнь как испытание человека на божественность, на обладание совершенной душой! Таким образом, нужно заметить, что вот такое плачевное положение с людьми в современной технократической цивилизации в целом, с войнами, жестокостью, безумием и т.д., какое сейчас наблюдается, – это не просто и не только воздействие каких-то там, скажем мягче, внешних там, или «потусторонних» сил или факторов, но еще и ПОПУЩЕНИЕ (или обманчивый, иллюзорный выбор) самих людей, не понимающих своей роли или ищущих какие-то простые пути, разумеется, тоже обладающих душой (как же без неё, «бессмертной» или «вечной», как принято считать), но людей, способных на этом этапе, будучи на низком уровне осознанности, переживать и развиваться лишь под внешним воздействием, как будто через пинки и страдания. Людей, ищущих легкий путь или никуда не идущих, раз двигаться вверх, совершенствоваться – это трудно. Как и брать на себя ответственность за что-нибудь. Когда таким кажется, что всё получается или должно получиться само, раз нет ничего божественного. Или желающих вымолить у Бога что-нибудь, хотя бы «прощение», если признаётся его наличие. Раз еще не выработана способность душою самостоятельно двигаться вверх эволюционно, то пока так, под суровым воздействием или руководством. Если кто скажет, что это жестоко, что такие существа просто не понимают, что к чему, на это есть ответ, что конкретная «душа сама выбирает такой путь», такой урок для следующего шага, следующей ступени возвышения. Что многими, интересующимися духовной сферой, вполне понимается. Или же, если здесь с душой для кого-то вообще не аргумент, вспомните хотя бы из описанного в первой части, где сказано о таких несоображающих: - «…Но ведь ученик ничего не воспринимает! - Это не важно. Надо довести эксперимент до конца…» Это тоже вполне логично. Немало ведь и тех, кто ограничивается просто логичностью, рациональностью. Типа, «ничего личного, только бизнес» и т.п. Скажете, какой эксперимент? Наверное, немного здесь сбивает с толку иностранное слово «эксперимент». Тогда вспомните родные русские синонимы этого слова – ИСПЫТАНИЕ, ПРОВЕРКА, ОПЫТ, УРОК… Надо ли продолжать, раз эти слова сами за себя говорят?! В таком случае вы проникнетесь до конца и поймете, что действительно: - эксперимент надо довести до конца… Даже в высшем, божественном смысле. Чтобы каждая живая душа доросла до высшего уровня ответственности – без всяких нынешних жестокостей и попыток обмана (неясно кого – себя или Бога, когда и того, и другого нельзя). Обман возможен только в социальной плоскости, когда не видят последствий. Чтобы каждая душа доросла до знания, что получается вследствие каждого хода в высшей игре. Если коротко, чтобы каждая душа доросла до уровня ответственности Бога - за всё происходящее в этом мире! Потому что человек вообще-то приходит в этот мир как божественный посланец, чтобы выполнить ту или иную миссию, возложенную на него свыше. Вот когда такого уровня ответственности достигнет «критическая масса» (для перехода из одного состояния в другое) всех живущих, ТОГДА И НАСТУПИТ ВНОВЬ РАЙ НА ЗЕМЛЕ!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2023г.) Публикация в электронном журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2023
07.11.23 14:28 - Проекты|Психология людей новой цивилизации » Уровень ответственности - Бог! (или Когда на Земле наступит рай?) |Печать
Страниц: 1 Рекомендуем04.05.23 Почему люди не боги?
|