Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 > >>
(Почти реферат по М.М.Бахтину)
…Посмотрим, какие еще ценные наблюдения и уточнения нам оставил М.Бахтин по поводу «КАРНАВАЛА».
«…карнавал был … как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала). Это можно выразить и так: в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой…» |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
(Почти реферат по М.М.Бахтину)
…А еще нужно сказать следующее. Глубокие исследования тем и отличаются, что они, так или иначе, касаются сущности явлений. Посмотрим это на примерах. Вот М.Бахтин пишет, что: |
(Почти реферат по М.М.Бахтину)
…Поэтому важно понять и то, что живой «карнавальный» или «праздничный» смех в корне отличается от современного юмора. Нельзя их перепутывать на том лишь основании, что в современном юморе встречаются естественные нотки. Иначе и не может быть. В технократической цивилизации практически все паразитирует на силе и жизненности естества Природы, в том числе Природы Человека Разумного. И смех тоже. Другой вопрос, что Природа эта упрощается, искажается, опошляется…
Вот что говорит М.Бахтин о карнавальном смехе: |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
(Почти реферат по М.М.Бахтину)
… Кстати, обратите внимание на то, что происходит. М.Бахтин пишет:
«…Для фамильярно-площадной речи характерно довольно частое употребление ругательств, то есть бранных слов и целых бранных выражений, иногда довольно длинных и сложных. Ругательства обычно грамматически и семантически изолированы в контексте речи и воспринимаются как законченные целые, подобно поговоркам. Поэтому о ругательствах можно говорить как об особом речевом жанре фамильярно-площадной речи. По своему генезису ругательства не однородны и имели разные функции в условиях первобытного общения, главным образом магического, заклинательного характера. Но для нас представляют особый интерес те ругательства-срамословия божества, которые были необходимым составным элементом древних смеховых культов. Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении. В условиях карнавала они подверглись существенному переосмыслению: полностью утратили свой магический и вообще практический характер, приобрели самоцельность, универсальность и глубину. В таком преображенном виде ругательства внесли свою лепту в создание вольной карнавальной атмосферы и второго, смехового, аспекта мира…» (М.Бахтин) |
(Почти реферат по М.М.Бахтину)
…Аристотель в свое время оставил мысль: «Из всех живых существ только человеку свойствен смех». Если от Аристотеля вплоть до Ф.Рабле смех рассматривали как дар божественный, как высшую духовную привилегию человека и как целительную силу, то позднее, после Ф.Рабле, смех стали считать частным явлением, которое не может претендовать на глобальное осмысление жизни. Посерьезневшие люди стали забывать и Гомера, воспевшего неистребимый и вечный смех богов, и смеховую культуру римских сатурналий, триумфов и похорон знатных лиц. Да, похороны в Древности отнюдь не были скорбным занятием. Потому что это только сейчас люди очень серьезно и скорбно провожают умерших куда-то в «никуда», а в Древности четко понимали, куда уходят души и как их нужно провожать. |
…Есть некие эпохальные знаки, некие рубежи, оставленные до нас, выраженные или в больших и значительных произведениях, или в маленьком рассказе. И если шагнуть через столетия к концу XIX и началу ХХ века в России, то можно найти знаменательное и здесь. Сейчас мало говорят о рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином» (1896г.), хотя по значимости поставленных в нем вопросов этот маленький рассказ можно сравнить с большим эпическим произведением. Талант этого писателя как раз в том и заключается, что ему удается большое передавать через малое. Недаром он и сам писал, что «краткость – сестра таланта».
Открываем рассказ. Время какое-то странное и тревожное. Русско-японская война и первая революция в России, а также Первая мировая война и очередная кровавая революция 1917 года еще далеко впереди. Российская глубинка. Простая помещичья усадьба. Представили ситуацию? И вот А.Чехов пишет: |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
…«…- Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности, так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, - сказал я. - Вы не даете ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаете лишь новые потребности, новый повод к труду…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)
Так и делается «прогресс». Через тысячи маленьких «технических модернизаций» тысяч и миллионов «изобретателей» и «борцов» за «прогресс»! В информированности – количественно – вроде бы шагнули вперед: не простая какая-то «мужицкая грамотность», а всеобщее среднее образование, поликлиники… Вроде бы шагнули… Куда? |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
Так, о чем же люди, поколение за поколением, в течение многих столетий, забыли напрочь и стали такими немощными и малоумными?
В этой книге не было задачи напомнить людям обо всем забытом (уж слишком много о Жизни забыто!).
Задача была другая – показать, КАК забывали, и показать, КАК вспоминать. |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
…Мыслители ищут решения, придумывая реальность и природные законы. Им сложно избавиться от популярных в их время иллюзий. Сложно и почти невозможно предвидеть последствия своих преобразований. Мы, оглядываясь на сто лет назад, уже можем проанализировать результат, но тогда вряд ли это было возможно. Сможем ли мы сегодня учесть их опыт?
Но это реальность, а люди живут не в реальности, а по своим ограниченным умозаключениям. Поэтому постепенно вокруг людей выстраиваются такие жесткие условия, которые вынуждают выбирать определенное занятие, чтобы иметь определенные средства на проживание, особенно в городах и мегаполисах. |
НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
(Продолжение. Начало см. в «ЗОВУ РИТМ ноябрь 2015г.)
…Если вы еще сомневаетесь, насколько это именно вот так, то попробуйте вникнуть, КАК работают современные службы занятости и трудоустройства, кадровые агентства и центры профориентации. С чем люди туда приходят, как проходит процедура профориентации и подбора профессии или места работы? Странно будет, если вы не увидите, что кроме ТЕХНИЧЕСКОЙ СОРТИРОВКИ там ничего нет. И точно так же, если нет нужного винтика, там временно присобачивают подходящий, и потом эта «временная» деталька так и остается «навсегда» - «до пенсии» или «пока не сломается». Это по поводу трудоустройства! |
|
Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 > >> {block_attr} |