Золотая клетка - тоже клетка, неволя и насилие - Психология людей новой цивилизации - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология людей новой цивилизации

- Проекты
Страниц: 1

 

https://pofoto.club

 

…Птичка, птичка, в золотой клетке,

Что тебя ждёт: огонь или лед?

Лети, птичка, с ветки на ветку…

(песня из «Игры престолов»)

 

…Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите…

(из фильма «Кин-дза-дза»)

 

 

Продолжая «сложную» тему О ЖИЗНИ, О ВОЛЕ И ЖИЗНЕННОМ ВЫБОРЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, пожалуй, стоит начать с материалов о жестоких ограничениях человеческой жизни, в которых наиболее очевидно, что любая клетка – золотая она или из колючей проволоки - остаётся клеткой, ограничением и насилием над всем человеческим и божественным. И этим материалом мы продолжаем то, о чём заявили в статье «УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – БОГ» (см. ЗОВУ РИТМ, 2023-11 или http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2478).

Кому сподручней начать погружение в тему с художественного произведения, можно здесь посоветовать роман Э.М.Ремарка «Искра жизни» (1952), о котором в издании 2001-го года от переводчика сказано, в частности, следующее:

«…Действие романа происходит в фашистском концентрационном лагере Меллерн (на самом деле Ремарк описал Бухенвальд, изменив название лагеря)… Это горестная, но мудрая книга о жизни и смерти, о Добре и Зле, о том, как легко и быстро добропорядочные, опрятные служащие, скромные чиновники, студенты и коммерсанты, мясники и булочники превращаются в профессиональных убийц, о том, как прекрасно это ремесло может сочетаться с любовью к музыке, хорошими манерами и образцовой семейной жизнью... Картины лагерной действительности перемежаются занятнейшими, порой комичными сценами «гражданской» жизни властелина над жизнью и смертью. Таким образом русский читатель получает редкую возможность увидеть эту, казалось бы, до боли знакомую сторону немецкого фашизма в новом ракурсе, через призму личных переживаний «сверхчеловеков». Что же касается «мрачности» темы, то, во-первых, все же не следует забывать о том, что искусству часто приходится быть скорее горькой пилюлей, необходимой для нашего духовного здоровья, нежели сладкой конфетой; что еще древние открыли «очищающую силу трагедии», а во-вторых, несмотря на тяжелые картины, предстающие перед читателем, роман «Искра жизни» - книга жизнеутверждающая; это явствует уже из самого названия. Автор мудро ведет нас через это чистилище к новому пониманию жизни: не «давит» слезу из нас, не всхлипывает сам, а с трудом сохраняя «беспристрастность», «нейтралитет», и даже находя в себе силы для горькой иронии или мрачного юмора, умело направляет наши мысли и чувства в нужное русло и заставляет перед лицом смерти по-новому взглянуть на жизнь…»

В дополнение можно даже предложить просмотр нелегкого для восприятия, но уже давно ставшего классикой фильма американского режиссера Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961), о котором ценители даже сказали, что это – «больше чем кинофильм, это потрясающее переживание человеческих эмоций, которое вы никогда не забудете». Краткая аннотация о фильме обычно приводится в открытых источниках в таком виде:

«В Нюрнберге идет процесс над нацистскими преступниками. Слушаются дела юристов, служивших нацистскому режиму. Главный обвиняемый - известный немецкий судья Эрнст Янинг, добившийся уважения в Германии задолго до прихода к власти Гитлера. Дело ведет опытный американский судья Ден Хэйвуд, которому предстоит разобраться в этом сложном и неоднозначном деле, ведь на кону стоит не столько жизнь и честь человека, сколько послевоенная жизнь и честь всего немецкого народа».

Так что тоже советуем к просмотру.

А мы в данном материале больше будем опираться на другой источник – на книгу австрийского психиатра, психолога, философа и невролога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря Виктора Франкла (1905 - 1997), которая называется «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере» (1945). Или еще «Психолог в концлагере. С верой в жизнь». Этот труд до сих пор считается бестселлером, и не только в научных кругах. В книге даётся не просто опыт заключенного с точки зрения психиатра, а вообще глубокий взгляд на смысл человеческой жизни в крайне экстремальных условиях.

Только имейте в виду, что в данном случае не собираемся рассказывать о фашизме в годы Второй мировой войны (1939 – 1945), раз на эту тему существуют целые библиотеки литературы и множество кинофильмов. В данном случае мы с вами этот факт и взгляд Виктора Франкла из фашистского концентрационного лагеря попробуем приложить (или продолжить) на всю современную технократическую цивилизацию. Почему? Да потому что она, такая цивилизация, по своим основным характеристикам вполне этому соответствует (ведь и сама Вторая мировая война и фашизм ХХ века – это как раз типичные факты и страницы истории современной технократической цивилизации). И потому что далее уже современные события в мире довольно ясно показывают, что пока определяющими являются капиталистические, частнособственнические, технократические принципы, по сути, бесчеловечные, существует и риск воспроизведения фашизма в любом месте в любом облике и в любое время. Как впрочем и происходит!

Просто особенность еще в том, что в сегодняшних условиях подобиями прежних «концлагерей» постепенно становятся городские человейники (каменные джунгли) и соцсети в интернете (цифровые джунгли), соответственно с «законами джунглей», а «колючая проволока» и «оковы узника» так или иначе внедряются тихой сапой непосредственно в сознание людей. «Прогресс» всё-таки, если кто забывается и теряет бдительность!

В общем, СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – по большому счёту, тоже вполне себе клетка – для кого пока что «золотая», а для кого и с «колючей проволокой», т.е. в любом варианте наполненная разными проявлениями неволи, насилия и прочих ограничений человека, если даже кое-кто пока еще даже не пробует осмыслить данное обстоятельство трезво и не пытается определить свои цели и задачи по жизни с учётом таких вот «проясненных» для себя условий. А это важно для понимания, почему каждый ведёт себя так, а не иначе, например.

Есть многочисленные психологические наблюдения такого рода, когда животные или даже люди (например, в камере или клетке) в особо стеснённых условиях за длительное время вырабатывают привычку делать туда-сюда несколько шагов (ну не может живое существо сидеть неподвижно!). И эта привычка остается надолго даже тогда, когда стен или колючей проволоки вокруг уже нет. Когда ограничение убирается, а привыкший делать в камере несколько шагов вперед и несколько назад, от стенки к стенке, продолжает неосознанно делать также, например, когда волнуется или погружается в свои раздумья, как будто вокруг него всё еще те же стены камеры узника.

Любое продолжительное «ограничение» постепенно «приживается», внедряется даже в сознание и проявляется в дальнейшем практически во всём – от поведения до мышления, до сознания, мировоззрения и образа жизни. В форме «запретов» или наоборот «убеждений». Как якобы можно или якобы нельзя. Становится такой вот чудовищной «нормой» бесчеловечности, которая допускается порой единственно возможной формой существования и принимается некоторыми даже за «свободу», потому что из-за привыкания к ограничениям такая форма неволи уже и не стесняет. Особенно когда далеко не смотрят и выбирают своеобразный «минимализм» во всём. Похожая «свобода», к примеру, предоставляется сторожевым собакам на длинной цепи да еще на проволоке, натянутой через весь двор, вдоль которой она бегает по заданному маршруту, как троллейбус в городе.

Наверное, и нет смысла говорить о какой-то там свободе внутри многочисленных ограничений, тем более когда о них само ограничиваемое существо порой и не подозревает. Особенно когда делается удобный для себя выбор на роль охранителя чего-нибудь – какого-то объекта, или целой сферы познания, или просто какого-нибудь принципа или образа жизни. Когда на этот счёт возводятся для себя даже какие-то там запутанные и противоречивые (говоря по-научному, эклектические) философские конструкции, дабы оправдать и оправдаться! Хотя бы перед самим собой (или перед своей совестью, если она для такого еще существует).

Вот почему мы ВСЕГДА ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ИХ СОБСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ – ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ДУМАЮТ, А НЕ ИНАЧЕ, И МОЖНО ЛИ ДУМАТЬ ИНАЧЕ, Т.Е. ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ, которые мешают личностному росту и развитию, гармонизации душевного состояния и полноценному познанию «большой» Реальности.

И вот почему современная технократическая цивилизация, оторванная от реальности, живой реальности, находится как будто в неадекватном состоянии, в некой такой истерии что ли в своих попытках удержать в рамках или даже клетке (как более наглядный образ) всё то, что уже буквально просачивается сквозь пальцы, как песок, и утекает, удержать то, что тут же исчезает, испаряется, выветривается куда-то. Это заметно уже везде – в культуре, политике, экономике. И касается всего – от быта, продаж товаров, администрирования всего и вся, вплоть до новейших технологий, вроде «цифровизации» там или всяких «метавселенных» для ловли новых рабов. Технократическая цивилизация пытается вновь и вновь воспользоваться теми средствами, какие только может иметь, но в переходных условиях уже промахивается, хватает пустоту (хотя ей всё еще удается «цеплять» многих, которые могут однажды оказаться жертвой обстоятельств, подстроенных этой же самой цивилизацией, которой они убеждённо служили).

Есть пока еще жёсткая старая система, и все мы её ощущаем (технократы за неё горой или всей грудью, якобы за «стабилизацию», «порядок» или некий «рациональный консерватизм»), но она, такая система, преимущественно крутится уже вхолостую, без желаемого результата, непродуктивно, как будто молотит воздух. Как старая непригодная машинка, от которой всё живое постепенно отцепляется, отрывается и уходит дальше, вперед.

«Законсервировать» старое так, чтобы оно еще и «работало» (т.е. остановить течение жизни), не выходит никак. Потому что в новую эпоху технократическим принципам путь заказан. В новой эпохе жизнь будет складываться по другим правилам. Отчасти это будет возрождением способов мировосприятия и организации ладной жизни «дотехнократической» эпохи, знание о которой всё ещё скрывается от людей, как будто ее и не было, скрывается завесой или туманом фантазий о диком пещерном прошлом людей и миллиардолетий растительности и простейших на планете, без всяких там разумных обитателей. Дезинформация в современной технократической цивилизации ведётся масштабно и во многом считается вполне «научной информацией».

Вот ведь почему еще важно избавиться от иллюзий и пробудить то, что называют с некоторых пор «родовой памятью». С её помощью легче будет вписаться в новую реальность и продолжить Жизнь иначе, как технократам и не снится.

А пока вернемся к жёстким условиям сегодняшних реалий, которые рассмотрим на этот раз как будто НА АНАЛОГИЯХ - на опыте выживания Виктора Франкла в условиях фашистского концлагеря. Через его опыт лучше и чётче станет видно, что же происходит сегодня с цивилизацией и с людьми в такой цивилизации, которая в своих основных параметрах – это, по существу, в некоторой степени тот же концлагерь и лагерный режим, порожденные как раз-таки вот этой самой технократической цивилизацией, которая занята сегодня всё тем же, чем и раньше, т.е. как раз «производством» всё новых и новых невольничьих клеток и невольничьих рынков для заманивания в них всё большего числа неосторожных людей. Жестокое и безумное сафари всё еще продолжается, и одни люди загоняются в ловушки через других (в «мягких» формах как поддержание «порядка», а в «жёстких» как террор разного масштаба). Потому что технократическая цивилизация была заточена и по сей день заточена именно на это и иначе она не может (это как механизм и форма ее существования и ни для чего иного в жизни не годится). Ну а то, что она обещает людям, - это всего лишь обещания. Для верующих в обещания. Такие обещания высоких инстанций реализуются настолько, насколько через них удобно и выгодно продолжать эксплуатацию населения. И этим всё сказано…

***

Но каждому человеку нужно жить, если даже он рождается в такое суровое время. Поэтому давайте теперь всё же перейдем к отдельным важным мыслям Виктора Франкла.

Представьте, каково нам сегодня, проживающим дни и годы так или иначе, лучше или хуже друг друга, но всё же как бы в «цивилизованных» условиях, как бы мирных (пока не рассматриваем военные условия, когда бомбят и попадают ракетами в дома, свистят пули и грохочут пушки… - это другая тема). Пока СРАВНИВАЕМ с тем, что пишет Виктор Франкл в своей книге о пребывании в концлагере. Если на это смотреть со стороны, как на жизненный опыт, то смотрите, какая тут сложность.

Заключенный, он изолирован как будто для эксперимента. Помещён в искусственные, даже противоестественные условия, отличающиеся от всего, что было «до». Он имеет предысторию (другую жизнь, подготовительный этап), он знает, откуда и как попадает в фашистские застенки, и далее начинается его пребывание за колючей проволокой, в неволе. И финал более-менее ясный – либо дождётся освобождения, либо не дождётся…

А вот как в более широких масштабах. Люди, пребывающие в рамках современной технократической цивилизации во многом даже не знают, откуда они, зачем и куда идут по жизни. Не понимают, что тоже находятся в условиях необъявленного жёсткого эксперимента. Если в условиях концлагеря всё проще и понятней, то в условиях технократической цивилизации в целом много чего основательно и нарочно запутано. Хотя основное совпадает, раз в местах изоляции всё только немного жёстче, чем обычно – т.е. минимальные условия проживания, кормёжка, место для сна и т.п., не такие «стандартные», как в концлагере, более разнообразные, но имеются, как известно, и за пределами тюрем! Административная система, правила поведения, карательные органы, принуждение и наказание и прочее – тоже и там, и там. Отличия порой только в названиях, т.е., повторяем, очень много сходства. Сами понимаете, почему, раз и то, и другое – для людей!..

И даже вопрос жизненный тот же – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. А проще говоря, если более динамично-процессуально, то - стремиться стать человеком или оскотиниться. Разве не так, по большому счёту?

И это не зависит, тоже по большому счёту, от условий пребывания – в застенках концлагеря ты или за его пределами. На что и заостряет внимание Виктор Франкл. Напоминаем. Если основательно пораскинуть мозгами, выходит, за пределами лагеря только режим мягче, ассортимент жизненно необходимого шире, ну и представления о жизни у людей туманней (много у людей заблуждений и фантазий по поводу того, чем они здесь вообще заняты и свободны ли вообще), в то время как в концлагере, где пребывал В.Франкл, всё гораздо однозначно, ясней и суровей.

Вот мы и подумали, что в рамках технократической цивилизации людям как-то даже сложней что ли вспомнить вообще о смысле жизни человека, чем в концлагере! Вроде бы и надсмотрщиков над ними нет, кто подгоняет (если не считать, что «надсмотрщика» люди придумывают в своём сознании, как некий психологический фантом, который их нещадно гонит куда-то).

Вот почему и решили здесь, что проще вспомнить вообще О ЧЕЛОВЕКЕ с позиции изолированного от всего и помещенного в особые условия, как в концлагере, где оказался Виктор Франкл вовсе даже не из праздного любопытства или научного интереса.

Получается, что ЖИЗНЬ, она и в Африке жизнь! Просто в условиях изоляции смотришь на неё без напускаемого обыденностью цивилизации тумана. Или мути, если нравится другой образ. Поэтому мы с вами хорошо и понимаем то, о чём рассказывает Виктор Франкл, если еще брать во внимание то обстоятельство, по какую сторону колючей проволоки чего больше. Всего лишь «чего больше»…

Тут уже нужно поразмыслить! Разница бывает порой весьма небольшая. Почти незаметная. Вот что об этом есть у В.Франкла:

- «…Я всегда думал и утверждал, что человек начинает понимать, зачем то или иное случилось в его жизни и что было для него к лучшему, лишь спустя некоторое время, через пять или десять лет. В лагере же это иногда становилось ясно через пять или десять минут…»

И о человеке учёный заявляет достаточно прямо:

- «…Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он...»

Обратите внимание на слова «всегда решает»! В каждый момент. Имеется в виду, что это не то, что написано в каком-то справочнике раз и навсегда. Имеется в виду, а что же делает в эти мгновения (и в каждую следующую минуту или час, постоянно вновь и вновь возникает этот же вопрос), а что же делает это «существо», кого «играет» или кем предстаёт, чтобы стало понятно, человек он в этот момент или не человек?! Что бы сам не имел в виду. Вот так, в динамике, в процессе! Поэтому В.Франкл дальше и добавляет к своим словам о человеке:

- «…Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах…»

Если посмотрим на современные реалии, это не только существо, которое стреляет в других людей или вообще в живое, мучает кого-то или просто принуждает к чему-нибудь, эксплуатирует других или исполняет чей-то приказ в отношении других за какие-то «печеньки» и прочие блага (тут мы напоминаем об эксперименте Милгрэма из статьи «Уровень ответственности – Бог!» - раз мы продолжаем тему). Это еще и тот, кто под страхом наказания или еще чего-то неприемлемого вынужден терпеть, страдать, принимать всё это, не имея права «выйти за пределы эксперимента», название которому – современная «технократическая цивилизация» во всех ее проявлениях.

И мы с вами понимаем, вставая на сторону этих вот угнетённых и страдающих, сколько вообще правды в словах В.Франкла, когда он пишет:

- «…Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое «как»…»

Обычно мы с вами это относим к угнетаемым и подневольным. А можно ли то же самое сказать об угнетателях, мучителях, эксплуататорах и прочих «принудителях»? – можно ли сказать, что они тоже «знают», «зачем существуют», сознают «свою ответственность» за то, что вытворяют, скажем общим словом, со своими «жертвами». Хотя тоже понятно, что и не подумают «отказаться от жизни» - такой вот для них интересной и безнаказанной (ведь до наказания за такую «жизнь» далеко порой так, что им его не видно, кажется, что его и не будет, поэтому и не думается о том, что любое действие имеет следствие).

Давайте далее без таких тонкостей. Тут вопрос в том, если прямо, таких вот в минуты, часы, дни или годы буквально издевательства над человеческим в себе и особенно в других можно ли считать «человеком», если сами они даже искренно веруют в это, а то, что делают, - так это у них просто «обязанности» служебные или еще какие за вознаграждение? Существуют ли для них такие понятия, о которых вот так пишет В.Франкл:

- «…Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать - в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство ответственности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте...»

Особенно когда эти «существа» (оставим так, как это обозначено у Виктора Франкла), претендующие на звание «человека», находятся внутри «служебного аппарата», независимо от того, в концлагере это или в любом другом учреждении за его пределами, будучи связанными обязательствами, как в эксперименте Милгрэма (см. подробней статью «Уровень ответственности – Бог» о нём)?

Что в эксперименте Милгрэма, что в романе Ремарка «Искра жизни», у этих «связанных обстоятельствами» вполне себе цивилизованных и благопристойных граждан хорошо получается обманываться придуманными на такой случай «оправданиями» своего поведения и образа действий! Настолько, что могут принять на свой счёт и такие слова В.Франкла:

- «…Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой…»

Ну показывает же эксперимент Милгрэма, как легко получается у благопристойных вроде бы людей «исполнить долг», или «возвыситься» за счёт других, т.е. на самом деле мучить других и отыгрываться на страданиях других, раз нет в ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ цивилизации чёткого осознания того, что есть «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ». Раз более ценно искусственное, напридуманное, техническое, но нет при этом критериев человечности (или, как у Ф.М.Достоевского, «если Бога нет, то всё дозволено»), или критерии человечности размыты, подменены «долгом», «обязанностями», «инструкцией» и т.п. поступать так, а не иначе (якобы ради «порядка» или «общества»), то делается все бесчеловечное довольно легко. Коварное сознание придумает что угодно для оправдания действий и поступков. И опыт технократической цивилизации за последние столетия знает миллионы и миллионы случаев, когда «внутренне возвышаются над собой», совершая дичайшие и жесточайшие преступления против человека!..

Поднимая эту тему с личностного уровня (обычно ведь всё сваливается на личную ответственность) и даже просто социального - на уровень «системный» или «цивилизационный», мы хотим показать другую грань жизни. Можно сколько угодно обманываться, но если не смотреть на всё это с огромной высоты (быть может, божественной), чтобы видно стало, «откуда и куда мы идём», то нет у людей или общества и будущего. Возможность жить у них будет сокращаться как шагреневая кожа. Или как в концлагере, где у В.Франкла возникали такие вот размышления:

- «…Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам - ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать - не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить - в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа…»

Вопрос здесь важнейший в том, ЧТО есть «ПРАВИЛЬНОЕ»?..

Если предки понимали, что правильное – это то, что «по Богу», то в современной технократической цивилизации это часто понимается согласно «технической логике» и прочим «рациональностям». Когда оправдывается любая «бесчеловечность» по устанавливаемым определенными группами «правилам игры».

Вот всего один маленький пример, хотя что есть «маленький», когда на кону судьба человека! Пример из сегодняшних новостей СМИ. Вроде бы частный случай, но характерный для всей современной цивилизации, утратившей понимание, что такое – человек!

Приводятся слова отчаявшегося паренька, только-только начинающего после окончания общеобразовательной школы «взрослую жизнь»:

- «…Поработал - поспал, поработал - поспал, поработал - поспал. В выходные лежу, откисаю дома. Всё это время в мыслях: «Блин, скоро понедельник». Понедельник наступает, и снова: поработал - поспал. Это просто неадекватная система, нужно ее менять, чтобы оставалось время на свою личную жизнь…»

И по поводу зарплаты он добавляет еще:

- «…Это оскорбление. Это свинство. Это копейки для такой работы…»

Да, в условиях технократической цивилизации ценится техника, ценится существующая система, а не каждый отдельный человек. Никто не подготовил паренька к такой действительности, как не готовят и миллионы других молодых, начинающих жизнь в таких условиях. Технократическая система такого не предусматривает. Человеческое остается в декларациях, а на деле в технократической системе готовится техническое приложение из людей, обслуга. Взрослые, так или иначе вынужденные встроиться, уже молчат и терпят свою безвыходность. У них уже боль или что там еще притупились. Игнорировать чувства и чужую боль – это в технократическом обществе «модно», как подражание роботу, который не может чувствовать и сочувствовать (такая «мода» давно уже навязывается через кино, песни и танцы…). Никого в таком случае не волнуют личность, возрастные и поколенческие отличия между людьми и многое другое для решения такого рода проблем, как у этого паренька. Но находятся зато под этими его словами, похожими на крик отчаяния, комментаторы, которые пишут:

- «…Тупой лентяй. Учиться не захотел. Только грузчиком и может работать. Оплата в 35т ещё не самая маленькая. График не устраивает, ищи другой, 2 через 2, например, но календарные выходные могут быть рабочими днями, с друзьями пятидневниками реже будешь видеться. Ну и ночи могут быть рабочими. Всё в его руках. А он ждёт что ему с 9 классами образования и без профессии предложат высокооплачиваемую работу, на которой не надо трудиться?..» и т.д., в таком же духе, чтобы сорвать злобу на ком угодно или оправдать свою неудачную судьбу и существующее положение.

Исключительно в рамках «разрешений высказываться» в социальной плоскости, куда уже и сознание людей загоняется и держится там, как будто в концлагере, без права выскочить «за пределы». Если образно, то такого рода разговоры – будто мысль, заключенная, как птичка, в некую клетку, т.е. просто невольничья мысль, рабская. И поэтому могут только вот так злорадствовать или, что реже, сочувствовать, потому что уже известно, что ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО ЛИШЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ НЕРЕШАЕМЫ!

Решения должны быть абсолютными, если сказать на философском языке, ну или божественными, если так будет понятно.

В рамках технократической цивилизации, как в условиях искусственного ограничения жизни людей (вот почему образ концлагеря тут к месту), не принято смотреть на жизнь людей с такого масштаба и высоты.

Но правда в том, что ЧЕЛОВЕКА НУЖНО РОДИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Чтобы новое, молодое поколение не оказывалось в отчаянно трудном положении.

На эту тему мы много беседовали с читателями лет двадцать назад. И весь материал по теме и сейчас можно (скачать и) посмотреть в нашей книге «XXI век и психология людей новой цивилизации» (РИТМ, 2003 – см. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 ). У книги уже и юбилей – 20-летие!

Проблема же еще в том, что желающих знать об этом и начать мыслить и жить иначе пока маловато. Когда люди рождены, приспособлены с рождения к этой вот противоестественной цивилизации, многим сподручней держаться за неё, хотя бы как за последнюю соломинку, чем выйти за «колючую проволоку» - на ВОЛЮ, потому что там страшно-страшно. Страшно, потому что «цивилизованных» людей приспосабливают только к технократической цивилизации и больше ни к чему. Как заключенных – к режиму содержания.

Дальше, при отсутствии благоприятной среды для человека, возможно пока идти только самостоятельно, что не каждому под силу! Потому что общая среда (то, что у предков называлось «раем на земле»), благоприятствующая божественной эволюции и совершенству человека разумного, существующей технократической цивилизации просто чужда, ей выгодно иметь людей только лишь в качестве придатков к техническим системам…

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2023г.)

Публикация в электронном журнале  «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2023

 

 

 

 

…(Окончание. См. Начало в «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2023)

Когда люди рождены и приспособлены с рождения к этой вот противоестественной цивилизации, многим сподручней держаться за неё, конечно, хотя бы как за последнюю соломинку (тем более, когда не видится альтернатива), чем выйти за (буквально и образно) «колючую проволоку» - на ВОЛЮ, потому что страшно-страшно. Страшно, раз «цивилизованных» людей приспосабливают только к технократической цивилизации и больше ни к чему. Как заключенных – к режиму содержания в лагере.

Любое продолжительное «ограничение» постепенно «приживается», внедряется даже в сознание и проявляется в дальнейшем практически во всём – от поведения до мышления, до сознания, мировоззрения и образа жизни. Повторимся, в форме «запретов» или наоборот «убеждений». Как якобы можно или якобы нельзя. Становится такое простой обыденностью без вариантов, такой вот чудовищной «нормой» бесчеловечности, которая допускается порой единственно возможной формой существования…

Вот мы и подумали, исходя из наших наблюдений, что в рамках технократической цивилизации людям как-то даже сложней что ли вспомнить вообще о смысле жизни человека, сложней даже, чем в концлагере! Где всё вроде бы очевидно, а на условной вроде бы «воле» почти такие же порядки, но они завуалированы (чтоб не страшно было и чтобы люди служили такому «порядку»). Вот и получается, что вроде бы и надсмотрщиков над людьми нет, тех, кто подгоняет (если не считать, что «надсмотрщика» люди придумывают, держат в своём сознании, как некий психологический фантом, который их сторожит и нещадно гонит куда-то). Наблюдая такое положение, невольно тут вспомнишь и Франца Кафку (1883 – 1924) с его произведениями абсурда и страха перед внешним миром. Но вернемся к нашей теме.

Это мы просто немного напомнили начало статьи, почему она вообще задумана. Примеров неприкрытого «форматирования сознания» под некую «глобальную задачу» или «сверхидею» полно. Их даже искать не надо. Открываешь новостную ленту – и на тебе, бросается в глаза очередной факт того, как именно убаюкивают людское сознание!

К примеру, есть же десятилетиями нерешаемая проблема в жилищной сфере, которая решается-решается и никак не разрешается? Есть. Вот капитализм его и использует в полной мере. Эксплуатирует. В полной мере, о чём люди даже не задумываются. Потому что это уже привычный фон, как снег и дождь. Потому что сознание такое ограниченное (или, как говорят в социологии, «тред-юнионистское»), не способное формулировать задачи, объединяться с другими и отстаивать собственные интересы. Это из социологии (о таком уровне сознания мы много рассказывали как о низкой, о «минерально-растительной» ступени развития).

Людям говорят, вот мы заботимся о вас, строим жильё, как можем! Строят же! Хотя другой вопрос, как именно строят? Вы должны помнить наш большой материал «Сказки уходящей эпохи о городах будущего» (См. «ЗОВУ РИТМ», август – ноябрь 2023). Поэтому ничего нового нет и в словах, когда в новостной ленте – возвращаемся к примеру - цитируют одного специалиста в этой сфере, что «ограниченное жилищное пространство - это современная форма гетто» (примечание: речь в заметке о пресловутых «человейниках» - массивных жилых комплексах с крошечными квартирами и высокой плотностью заселения, которые якобы «экономически обоснованы», но у технократов и мысли не возникает о «человеческом» обосновании, насколько такое жильё подходит для здоровья человека, таких файлов в «техно-сознании» не предусмотрено, для техно-сознания люди – только «природный ресурс» для бизнеса). Конечно, никакое это не открытие, в такой «новости», когда даже в комментариях один из читателей справедливо замечает:

«…Сама природа такого проживания в человейниках чревата большими психическими нарушениями и расстройствами, они будут накапливаться… Строительная наркомания только ухудшает экологию души человека, и в дальнейшем этот ком отрицательной энергии как индивидуума, так и коллективно проживающих имеет плачевно будущее…»

И возникает вопрос, а разве в рамках технократической цивилизации возможно другое строительство – «ЧЕЛОВЕЧНОЕ»? – Нет, но вот ограниченное сознание («тред-юнионистское») не способно осознавать такие вещи, ему яйца подешевле в магазине вынь да положь, а над головой лишь бы крыша не протекала (тоже факты из текущих набивших оскомину новостей)! Чем капиталисты и прочие технократы и пользуются – эксплуатируют, выжимают из людей какие только могут соки!

Вот ведь почему мы обращаем внимание при разборе любой проблемы постоянно на базовые вещи, реперные, из чего что конструируется (в том числе, и в головах людей), а не ради красного словца повторяем формулировки, вроде «технократическая цивилизация», «минерально-растительный уровень» сознания и бытия и т.д.

(добавим в качестве примечания о терминах: у разных исследователей свои разные концепции о человеке и происходящем в мире, которые требуют особенных обширных комментариев, а мы для понятности и краткости ориентируем на общеизвестные «царства природы» и «чакры», которые сегодня многим доступны и без подробностей.)

Если она, СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, в любом варианте наполнена разными проявлениями неволи, насилия и прочих ограничений человека, то откуда в ней возьмутся «человечные» нормативы строительства?

Однако в этом материале мы с вами говорили немного о другом (а с «человейниками» - это так, попутный пример подвернулся, раз тоже касается сознания людей). Вот почему мы с вами вновь и вновь выходим на проблему форматирования сознания, на вопрос, почему те или иные люди думают так, а не иначе? С чем это связано, от чего конкретно зависит!?

Касались этого вопроса еще в статье «УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – БОГ» (см. ЗОВУ РИТМ, 2023-11). Ну показывает же эксперимент Милгрэма, как легко получается у благопристойных вроде бы людей «исполнять долг» гражданский, или просто «возвыситься» так или иначе за счёт других, т.е. на самом деле мучить других и отыгрываться на страданиях других, раз нет в ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ цивилизации другой более доступной формы самоутверждения, чем «бесчеловечная», и нет чёткого осознания того, что есть «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ». Несмотря на массу якобы научных определений, понятие «человек» сведено в реальности до абстрактной единицы. Раз более ценно в такой цивилизации искусственное, напридуманное, техническое, но нет при этом критериев человечности (или, как у Ф.М.Достоевского, «если Бога нет, то всё дозволено»), или критерии человечности размыты, подменены неким «долгом», «обязанностями», «инструкцией» и т.п. поступать так, а не иначе (якобы ради «порядка» или ради «общества»), то идут на все «бесчеловечное» довольно легко. Как в эксперименте Милгрэма. Коварное сознание придумает что угодно для оправдания предпринимаемых действий и поступков. И опыт технократической цивилизации за последние столетия знает миллионы и миллионы случаев, когда «внутренне возвышаются над собой», совершая дичайшие и жесточайшие преступления против человека! Исходя из всего известного опыта в современном мире мы и сказали в прошлый раз, что пока определяющими являются капиталистические, частнособственнические, технократические принципы, по сути, бесчеловечные, существует и риск воспроизведения фашизма в любом месте в любом облике и в любое время. Как впрочем и происходит!

Не думайте, что мы отвлекаемся от темы. Мы на примере опыта Виктора Франкла в фашистском концлагере как раз и показываем, что концлагерь, если смотреть уже оттуда, продолжается и дальше, за пределами «колючей проволоки», продолжается в городах и весях, и его духом пропитана вся технократическая цивилизация, а самое же главное – продолжается концлагерь в головах людей, в их сознании! Вот основная мысль.

Эксперимент Милгрэма, о котором было рассказано, не единственный. Есть еще широко известный тоже Стэнфордский тюремный эксперимент (1971) американского психолога Филиппа Зимбардо. Суть, если коротко, в том, как навязанная (властью, обществом, любой административной системой или технократической цивилизацией) социальная роль может превратить человека в садиста или терпилу. Там тоже одни подопытные испытывали психический надлом, не выдерживая насилия. Другие же имели при этом возможность раскрывать свои скрытые тёмные стороны личности, раз им по условиям эксперимента «разрешено» издеваться над другими. Ведь эти «темные качества» личности не из ниоткуда берутся, а культивируются как раз базовыми условиями технократической (т.е., уточняем, бесчеловечной) цивилизации.

Не осознаётся такая вещь только в том случае, когда в сознании все понятия «философически» размыты или когда сознание состоит из вложенных извне «программ» (и нет собственной мысли и способности мыслить).

Вообще, в мире известно уже довольно много экспериментов над людьми, помимо упомянутых, в которых ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ УМ ПЫТАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ НЕСОВЕРШЕНСТВО И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕКА (как минимум, чтобы иметь право «опекать» человека, «пасти» людей - для оправдания существующего бесчеловечного порядка). Мы не можем сказать много о беспредельной жестокости опытов над людьми в концлагерях и в военных условиях (есть соответствующая литература по теме, а здесь места мало), поэтому и ограничиваемся здесь теми, которые считаются «научными» экспериментами. Нам с вами пропагандой и рекламой чуть ли с каждого утюга навязывается мнение, что понятие «технократическое» - вполне себе нормальное, безобидное, нейтральное понятие. Чтобы усыпить бдительность! Чтобы не заметили, что «технократическое» - это подмена «человеческого», «душевного».

Но людям при всей их пока что покорности судьбе технократический ум так и не может доказать «несовершенство и немощь человека», раз большинство таких экспериментов, выявляя те или иные негативные стороны в человеке, всё равно заканчивались провалом. Даже в эксперименте Милгрэма, или в Стэнфордском тюремном эксперименте на самом деле исследуется не природа человека вообще (современная наука так и не может в этом разобраться). Задачи довольно узкие. Поэтому и много вопросов, почему в этих экспериментах подопытные люди повели себя неподобающе. И результаты экспериментов считаются спорными.

ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ К ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОПАСНЕЙШИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПОДОШЁЛ ВИКТОР ФРАНКЛ. Судьба распорядилась так, что он как будто провёл опыт на себе. Именно поэтому его опыт нас и заинтересовал. Тем более этот опыт, как показывает изложенное нами ранее, можно приложить к жизни человека в условиях всей современной технократической цивилизации.

Вот мы и вернулись, после такого вступления и напоминания, к мыслям Виктора Франкла из фашистского концлагеря.

***

К примеру, сколько сегодня людей ходит или ездит на нелюбимую работу, за неимением особого выбора и только ради зарплаты. И такое в якобы «демократическом» обществе! А вот почти о таком же пишет Виктор Франкл в фашистском концлагере:

«…Возвращаясь к апатии как главному симптому второй фазы, следует сказать, что это - особый механизм психологической защиты. Реальность сужается. Все мысли и чувства концентрируются на одной-единственной задаче: выжить! И вечером, когда измученные люди возвращались с работ, от всех можно было слышать одну фразу-вздох: ну, еще один день позади!..

Апатия, внутреннее отупение, безразличие - эти проявления второй фазы психологических реакций заключенного делали его менее чувствительным… Именно этот род нечувствительности можно считать необходимейшей защитной броней, с помощью которой душа пыталась оградить себя от тяжелого урона…»

А смотрите что на современных городских улицах (или хотя бы по тем же новостям): сколько уткнувшихся в свои смартфоны или просто идущих куда-то пробегают мимо тех, кто нуждается в помощи, будто это не в реальности, а просто виртуальная картинка. Ничего не трогает, как спрятавшихся за бронёй безразличия!

Для краткости пропускаем многие такие наблюдения-параллели сравнения концлагеря и технократической цивилизации (читайте в источнике, т.е. в книге Виктора Франкла). И еще мы пишем не о сломленных, а о тех, кто побеждает и хочет жить. Поэтому и цитаты хочется у этого автора взять другие – о выживании и победе! Например, вот такие:

«…Для того, кто знает, какая связь существует между душевным состоянием человека и иммунитетом организма, достаточно ясно, какие фатальные последствия может иметь утрата воли к жизни и надежды. Мой товарищ умер в конечном счете от того, что жестокое разочарование ослабило его защитные силы, и он не смог больше противостоять инфекции, которая и до того была очень распространена. Иссякла его вера в будущее и устремленность к нему - и организм сдался болезни. Так трагически исполнилось пророчество: «для него» война кончилась…

…Чувствительные люди, с юных лет привыкшие к преобладанию духовных интересов, переносили лагерную ситуацию, конечно, крайне болезненно, но в духовном смысле она действовала на них менее деструктивно, даже при их мягком характере. Потому что им-то и было более доступно возвращение из этой ужасной реальности в мир духовной свободы и внутреннего богатства. Именно этим и только этим можно объяснить тот факт, что люди хрупкого сложения подчас лучше противостояли лагерной действительности, чем внешне сильные и крепкие…

…Тот, кто не верит в будущее, в свое будущее, тот в лагере погиб. Он лишается духовной опоры, он позволяет себе опуститься внутренне, а этому душевному упадку сопутствует телесный…»

А последнее к тому, почему не только в лагере, а во всей современной технократической цивилизации превозносятся некая «псевдорациональность» и «логичность» формальная в делах и принижается, искажается фактор духовности и душевности в жизни. Как раз-таки для того, чтобы сломить волю и эксплуатировать людей! Вот к чему и вывод, который делается Виктором Франклом:

«…В конечном счете выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы «делает», - результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит, что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдет в лагере с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в «типичного» лагерника или останется и здесь человеком, сохранит свое человеческое достоинство…»

Именно об этом, т.е. как выдерживать условия современной цивилизации и делать несмотря ни на что своё, мы писали в ответ на вопросы читателей еще почти два десятка лет назад, к примеру в статье «О личном пути через времена и пространства» (в книге «XXI век и психология людей новой цивилизации»).

ЕСЛИ ОСОЗНАЁТСЯ СМЫСЛ, ЗАЧЕМ ЖИТЬ, ТО ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКИ РЕШАЕТСЯ, А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КАК ПОСТУПИТЬ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. У Виктора Франкла ведь почти о том же. Вот см.:

«…Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом…

…Я впервые в жизни понял истинность того, что столь многие мыслители и мудрецы считали своим конечным выводом, что воспевали столь многие поэты: я понял, я принял истину - только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!..»

***

Вот почему, в заключение этой статьи, во-первых, советуем обдумать рассмотренную книгу Виктора Франкла, преломляя его опыт через современность и прилагая его опыт к общей ситуации современной технократической цивилизации для конкретного человека.

Во-вторых, хочется еще добавить вот что (хотя раньше в других статьях так или иначе писали мы и об этом). Но всё равно напомним.

Важно осознать, зачем вы сегодня здесь, для какой задачи и для какого опыта. Что-то же кардинальное нужно сделать, раз решили родиться именно в такой цивилизации и в такое время. Получить опыт хотя бы. А если пока не помнится, зачем вы здесь на этот раз, то и нужно поначалу что-то делать с памятью (личной, родовой…), чтобы вспомнить. Вот опять напоминаем о том, о чём с людьми говорим уже четверть века – о НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ прежде всего, чтобы иначе смотреть на всё и иначе всё осмыслять. Потому что обычное сознание людей технократической цивилизацией форматируется так, чтобы они никогда не находили решения и просто-напросто покорились навязанным условиям эксплуатации человека.

Далее, если оздоровить мышление и сознание, непременно захочется ОЗДОРОВИТЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, ЗАЩИТИТЬ ОРГАНИЗМ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. Разве секрет, что вот эта цивилизация делает всё для формирования у людей самых разных вредных привычек и зависимостей, чтобы люди затем горбатились для добычи средств удовлетворения этих зависимостей? На это работает мощная бизнес-индустрия, большие деньги делаются на людской слабости и заблуждениях!

Но самое главное в такой самозащите не в том даже, чтобы перестать лично финансировать индустрию удовлетворения вредных зависимостей и лечения порождаемых условиями этой цивилизации заболеваний. ГЛАВНОЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ОЧИСТИТЬСЯ.

Природа уже очищается, потому что новая эпоха уже началась. А человек, не очистившись, скажем мягче, от всей старой «грязи» и мертвечины технократического порядка, просто не сможет пройти в новый чистый мир с другими, существенно повышенными требованиями к человеческому организму. Понимаете, почему это важно? Важно не для старого, а как раз для нового, если хотите жить в новой эпохе!

Если что-то и делать в современном мире, то в первую очередь делать себя – через очищение, через добрые деяния, через Любовь. Учиться любить по-настоящему, раз этому людей тоже не учат в условиях технопарка. Любовь – это не эмоции, а сильные чувства, а значит, нужно поработать еще и со своей энергетикой, пропускной способностью, учиться работать с мощными и высокими энергиями.

А еще учиться разбираться в том, что есть душевность и духовность настоящая, для Жизни, а что есть «псевдодуховность» искусственного мира, на которой как и на всём остальном тоже строится бизнес. Важно понять, насколько вы тверды в духе, чтобы отстоять свою душу и не продаться.

Никакие посредники в душевном вопросе уже не помогут, жить и проходить в новую эпоху возможно теперь только самостоятельно, шагая своими ножками и думая своей головой. Это тоже как своеобразная фильтрация, естественный отбор. Новый мир требует сильных телом и духом, соответственно и пройдут вперёд именно такие. Остальным не помочь.

В общем, КАЖДЫЙ СЕГОДНЯ САМ ВЫБИРАЕТ СТОРОНУ, ГДЕ БЫТЬ – в клетке, в условиях ограничений и насилия, или же на воле, в поле вселенской радости, любви, благодарения, чтобы жить и дарить благо! Мир поворачивается тем боком, на какой каждый ориентируется, что выбирает – тёмному тёмный, светлому светлый!

БЛАГОДАРНЫЙ МИР ДЕЛАЕТСЯ СВОИМИ РУКАМИ, ГОЛОВОЙ И СЕРДЦЕМ. ЭТО И ЕСТЬ СПОСОБ ПЕРЕХОДА В НОВУЮ ЭПОХУ.

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2023г.)

Публикация в электронном журнале  «ЗОВУ РИТМ», январь 2024

 

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат